Внедрение в учебный процесс новых ИТ на уроках «Автоматизированная обработка экономической информации» как средство формирования компетентного специалиста

Баирова Раушан Трижановна

Преподаватель математики, информатики и вычислительной техники

Учреждение “Костанайский высший экономический колледж Казпотребсоюза”

 

Активное внедрение новых информационных технологий обязательно для повышения эффективности функционирования и развития колледжа. Для достижения глобальной стратегической цели информатизации колледжа необходимо решить следующие задачи:

повышение качества образования за счет обеспечения учебно-методической базы колледжа современными информационными технологиями, создания единого информационного образовательного пространства колледжа, внедрения компьютерных технологий в учебный процесс;

повышение эффективности управления колледжем за счет развития корпоративной компьютерной сети и создания интегрированной информационно-управляющей системы, автоматизирующей информационно ёмкие технологии управления и обеспечивающей руководителей всех уровней достоверной информацией о состоянии дел во всех сферах деятельности колледжа;

качественное представление колледжа в мировом информационном пространстве посредством создания и развития образовательного Интернет-портала, обеспечивающего доступ студентов и преподавателей колледжа к мировым информационным ресурсам, электронным средствам обучения и электронным библиотекам;

развитие корпоративной компьютерной сети колледжа до уровня достаточного для эффективного функционирования программно-технологических средств, которые будут созданы в результате выполнения проектов целевой программы информатизации колледжа и обеспечения всем студентам и сотрудникам колледжа авторизованного доступа к внутренним и внешним информационным ресурсам.

Коллектив колледжа все свои усилия направляет на то, чтобы каждый студент, обучающийся у нас, нашел свое место в жизни, смог реализовать себя как специалист, научился и полюбил учиться. Для этого он должен освоить тонкости выбранной профессии, впоследствии использовать их в своей практической деятельности.

И хотя предпочтение отдается традиционным методам обучения: лекциям, комбинированным урокам, практическим и лабораторным работам  – в учебный процесс все больше внедряются информационные технологии.

Материальная база колледжа, укомплектованная современными компьютерами и средствами мультимедиа, позволяет каждому преподавателю внедрить информационные технологии в учебный процесс, а каждому студенту – не только получить навыки работы с компьютером, но и использовать эти навыки на различных этапах обучения. При этом используются разные виды программного обеспечения.

Начальную компьютерную подготовку ребята получают на дисциплине «Информатика», а также дома, поскольку подавляющее большинство из них имеют компьютеры. Однако таких знаний все же недостаточно для того, чтобы грамотно и квалифицированно выполнить расчеты, составить и отредактировать какую либо схему в практической или курсовой работе.

Программа информатизации колледжа включает в себя внедрение новых компьютерных технологий в учебный процесс:

·     разработка электронных средств обучения и поддержки лекционных, практических и лабораторных занятий (АОС и электронных учебников, моделирующих программ и программ-тренажеров, виртуальных лабораторных практикумов и автоматизированных лабораторных установок);

·     широкое применение тестовых технологий в системе контроля учебных достижений студентов на всех этапах обучения;

·     организация доступа к основным каталогам электронной библиотеки и  программным продуктам через Интранет и Интернет;

·     обеспечение доступа студентов и преподавателей к информационным ресурсам Интернет.

         В образовательном пространстве учреждения действуют три субъекта: обучающиеся, преподаватели и администрация. В ходе учебного процесса каждый из них решает свои задачи.  Целью работы является рассмотрение проблем и путей решения при внедрении информационных технологий (ИТ) на примере колледжа. При внедрении ИТ в образовательный процесс можно выделить две наиболее важные проблемы: финансовую и кадровую.

         В результате внедрения информационных технологий:

обучающиеся приобретают новый уникальный инструмент для получения знаний, профессиональных навыков, которые пригодятся в дальнейшей жизни в различных сферах деятельности;

преподаватели имеют возможность повысить эффективность и качество труда, овладеть современной информационной культурой;

администрация может повысить оперативность сбора и анализа информации, статистики, автоматизировать такие виды деятельности, как составление расписаний, тарификация преподавателей, движение обучающихся, мониторинг успеваемости и другое.

Внедрение информационных технологий  в учебный процесс порождает  сходные проблемы во всех образовательных учреждениях.

Обучащиеся  обладают разноуровневой стартовой подготовкой по информационно-коммуника­ционным технологиям (ИКТ), имеют разную мотивацию к обучению, зачастую относятся к компьютеру как инструменту развлечения и досуга: музыка, видео, компьютерные игры, общение через Интернет (чаты).

В то же время  преподавательские коллективы получили образование, в основном, в докомпьютерную эпоху. Как следствие психологический барьер перед более компетентной молодой аудиторией. Кроме этого, отсутствуют объективные стимулы применения ИКТ. Планирование учебного процесса не учитывает особенностей внедрения ИКТ технологий: количество мест в компьютерных классах, как, правило, 10-15. Стандартные кабинеты не позволяют размещать большее количество компьютеров.    

Рассмотрим возможные подходы к решению проблем информатизации на примере нашего колледжа. Прежде всего, отметим, какими техническими возможностями располагает колледж для использования ИКТ в образовательном процессе:

       10 интерактивных кабинета;

       2 лингафонных кабинета;

       медиатека;

       программные средства для демонстрации слайд-шоу;

       локальная сеть в 5 компьютерных классах;

       оптоволоконная связь с Интернет;

       возможность создания предметных сайтов в локальной сети колледжа.

Широко  ИКТ используют все отделения нашего колледжа, особо хотелось бы отметить внедрение ИКТ для отделения «Финансы» по предмету «Автоматизированная обработка экономической информации». Большое внимание при проведении урока уделяется организации различных видов самостоятельной работы обучающихся, в том числе с наглядными материалами, с печатными и электронными источниками информации, с поисковыми системами в сети Интернет. Важным дидактическим средством становится использование проекционного оборудования для формирования устойчивых визуальных образов. На уроках у обучающихся всех профессий формируется информационная культура. Использование Интернет-технологий позволяет активизировать и сделать более эффективной самостоятельную поисковую работу студентов. Практические навыки работы с поисковыми серверами Интернет  обучающиеся используют в своей проектной деятельности, подготовке докладов, рефератов. Выпускники относятся к  компьютеру как к  инструменту для профессиональной деятельности, способному облегчить решение профессиональных задач. Для развития творческих способностей студентов проводятся  нестандартные уроки, выполнение заданий, требующих творчества (уроки-соревнования, выпуск электронных газет, интегрированные уроки). Большое место в учебном процессе занимает НОУ. Обучающиеся работают над своим проектом в течение всего учебного года, учатся четко формулировать цели проекта, способы решения, участвовать в дискуссии и публично защищать свой проект.

На уроках, где компьютер используется как рабочий инструмент, обучающиеся не испытывают психологического дискомфорта. Все методические и дидактические материалы разрабатываются мною. Здесь и творческая переработка, и адаптация печатной продукции, материалов из Интернет, периодических изданий, электронных носителей для учебной программы. На мой взгляд, интегрированные уроки являются той формой, которая наиболее мягко и наглядно демонстрирует использование инновационных и информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе. Такие уроки разнообразят учебный процесс, вызывают дополнительный интерес у студентов, повышают их мотивацию.

На уроках по дисциплине «Автоматизированная обработка экономической информации» успешно внедряется система управления учебным процессом Microsoft Office. В форме компьютерного тестирования проводятся контрольные работы, экзамены и олимпиады. Компьютерное тестирование – очень перспективное направление.

Подготовка обучающихся к восприятию и освоению актуальных и современных целостных знаний в области информационных технологий должна осуществляется при помощи современных методик и современной техники. Однако важно не забывать использовать и проверенные многими поколениями традиционные методы обучения. Только разумное сочетание современных и традиционных методов обучения даст положительный эффект – подготовку знающих, творческих специалистов, что полностью соответствует «Концепции модернизации казахстанского образования на период до 2050 года».

Использование принципов при обучении информационным технологиям позволяет решать следующие задачи в профессиональной подготовке студентов:

·          развивать готовность к использованию общеобразовательного потенциала информационных технологий через включение обучаемых в процесс систематического применения сервисов корпоративной информационной системы;

·          поддерживать преемственность с другими звеньями образовательной системы, оперативно корректировать рабочие программы и определять те учебные элементы, знание которых потребуется выпускникам школы в колледже, что возможно при тесном сотрудничестве преподавателей колледжа с учителями средней школы;

·          мобильно изменять содержание учебного материала, обусловленное выявлением актуальных, динамически изменяющихся направлений в профессиональной деятельности будущего специалиста;

·          моделировать (имитировать) будущую профессиональную деятельность студента через использование познавательных и практических задач;

·          развивать мотивационную сферу студентов путем привлечения их к работе в колледже;

·          реализовывать личностно ориентированный подход к обучению студентов, опирающийся на доступность,  преемственность, системность в отборе содержания учебных курсов;

·          обеспечивать высокий уровень методической, психолого-педагогической подготовки преподавателей, позволяющий работать единой командой.

Все занятия дисциплины «Автоматизированной обработки экономической информации» направлены на то, чтобы научить студентов применять в учебной и профессиональной деятельности современные программные средства, выбирать подходящий инструмент для решения тех или иных прикладных задач, на формирование у студентов грамотной культуры пользователя.

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

1.Волков П.Б. Подготовка преподавателей к применению информационных технологий в учебном процессе – теоретический и научно-методический журнал, М.: автономная некоммерческая организация «Редакция журнала «Среднее профессиональное образование» – № 12, 2009. – 23 с.

2.Дьякова Т.М. Активные и интерактивные формы и методы обучения в формировании конкурентоспособного специалиста/ Т.М.Дьякова, Е.В. Андрианова  – издательский дом «Методист» – № 8, 2011.

3.Журнал. Народное образование – АНО «Издательский дом «Народное образование» – № 6, 2012. – 12 с., № 2, 2011. – 8 с.

4.Мастерская учителя – республиканский, научно-методический и педагогический журнал, АО «АРНА LTD» – № 1, 2013. – 17с.

5.Научно-методический журнал. Профессионал Казахстана – Астана, издательский центр НАО им. Ы.Алтынсарина – № 5, 2011. – 5 с.

6.Силкина Т.В. Управление качеством образовательного процесса в колледже – теоретический и научно-методический журнал, М.: автономная некоммерческая организация «Редакция журнала «Среднее профессиональное образование» – № 10, 2005. – 34 с.

 

7.Трайнев В.А. Информационные коммуникационные педагогические технологии/ В.А.Трайнев, И.В. Трайнев – учебное пособие – 2-е изд. – М.: Дашков и К,  2005. – 280 с.