Вечная ценность человека – планета Земля

Аубакирова Сауле Сембаевна

Заместитель руководителя по УПР, преподаватель биологии

КГКП «Экибастузский горно-технический колледж имени К.Пшенбаева»

Цель:

Раскрытие проблемы сохранения человечеством планеты Земля, значимости окружающей среды в жизни человека, умения жить в гармонии с самим собой.

 Задачи.

  расширить знания о планете Земля, о том, что должен сделать человек, чтобы сохранить землю.

  расширить представление учащихся о более глубоком значении любви в жизни человека, влияние ее на внутреннее состояние человека; о важности сохранение человеком своего здоровья;

  развивать навыки познания планеты Земля, как живого организма, бережного и экономного отношения к ресурсам Земли, проявлению любви к окружающему миру;

  развивать навыки жизни в гармонии с самим собой и природой; развивать навыки видения красоты окружающего мира, ценностного отношения к миру;
-воспитывать граждан своей планеты, умеющих ценить и бережно относиться к дарам природы.

Тип урока: интегрированный

Форма организация работы детей: групповая и индивидуальная

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация «Антропогенное воздействие на биосферу и его последствия», разрезные картинки, карточки с заданиями, листы для создания агитационных листовок, цветные карандаши и фломастеры, клей, стикеры, карта мира. Музыкальное сопровождение:                  Р. Чистякова «Живая планета», Живая планета «Шепот волн», «Звуки леса».

План урока:

1.  Организационный момент. (1 мин)

2.  Круг радости (3 мин)

3.  Актуализация знаний (2 мин)

4.  Беседа (5 мин)

5.  Изучение нового материала (10 мин)

6.  Работа в группах (10 мин)

7.  Закрепление материала, обобщение по уроку (9 мин)

8.  Домашнее задание (1 мин)

9.  Рефлексия. Круг « От сердца к сердцу» (4 мин).
Ход урока

Организационный момент

Круг радости

Учитель самопознания:

Все наши мечты – о хорошем будущем, прекрасной Земле, о дружбе человека и природы. Вот это желание светлого, доброго, прекрасного будущего и объединяет нас здесь.

Сегодня мы начнём наш урок с сюрпризов: давайте подарим друг другу частичку природы, которая принесёт радость и счастье каждому из нас. Я хочу подарить.. .(имя рядом стоящего человека) ясного солнышка, чтобы он всегда согревал тебя своим теплом и ласкал в минуты грусти (далее все по кругу передают аналогичные поздравления).

Что было приятнее дарить или получать подарки? (ответы присутствующих)       Я горжусь вами, что вы умеете и дарить, и принимать подарки, что это для вас в равной степени приятно. Мне отрадно, что каждый хоть на мгновенье почувствовал себя счастливым человеком. Я желаю вам, чтобы ваша жизнь наполнилась такими мгновеньями счастья и состояла только из них.

Актуализация знаний

Учитель биологии:

Когда-то, миллиарды лет назад, в беспокойном и холодном космосе
произошла вспышка яркого света. Это вся любовь и теплота вселенной,
собравшись вместе, создали наш с вами дом – планету Земля.

В те далёкие времена она совсем не походила на ту, которую мы видим и знаем сейчас.

Вращаясь в космосе, в плену своей орбиты,

Не год, не два,  а миллионы лет

Я так устала, плоть моя покрыта

Рубцами ран – живого места нет.

Терзает сталь мое земное тело,

И яды травят воды чистых рек,

Все то. что я имела и имею,

Своим добром считает человек.

Мне не нужны ракеты и снаряды,

А ведь на них идет моя руда!

А что мне стоит только штат Невада,

Его подземных взрывов череда!

Зачем друг друга люди так боятся.

Что позабыли о самой Земле?

                                                         (С.Михалков)

 

Беседа

Учитель самопознания:

            Как вы думаете, ребята, о каких проблемах говорит автор в свое стихотворении? ( О
проблемах загрязнения нашей планеты)

            Может ли погибнуть Земля, как планета? Согласны ли вы с мнением, что человек, его мысли и поступки могут вызвать экологические катастрофы, стихийные бедствия? (Мы воздействуем и изменяем все процессы на Земле, и она пытается дать ответ на наши отрицательные действия).

Проблема нравственности в решении экологических проблем планеты Земля имеет первостепенное значение. Поэтому тема сегодняшнего урока: «Вечная ценность человека – планета Земля»

Изучение нового материала. Учитель самопознания:

Эпиграфом урока является высказывание И. Яницкого о Земле, в котором он утверждает о том. что Земля – живой организм, о важности сохранения природы ради сохранения цивилизации

Пора понять, что Земля -живой организм, имеющий разум более сильный, чем наш. Она долго терпела насилие над собой. На наших глазах терпение лопается. Либо мы одумаемся и откажемся от технократической ереси, либо следующая цивилизация будет теряться в догадках: обитал ли кто-нибудь на Земле до неё.

И. Яницкий «Физика и религия»

 Демонстрация презентации «Антропогенное воздействие на биосферу и его последствия»

Учитель химии:

Ребята, вы посмотрели презентацию, прочитали стихи Р. Рождественского и

        Что же происходит с Землей? Что такое загрязнитель? Загрязнитель – любое вещество, попавшее в атмосферу, почву или природные воды и нарушающее биологические (иногда физические или климатические) процессы. Давайте попробуем определить, какие экологические проблемы возникли и требуют решения, важнейшие из которых – сохранение всего живого на планете, борьба с уничтожением лесов и наступлением пустынь, защита планеты от всех видов загрязнений.

Учителя раздают учащимся разрезные картинки, на которых изображены экологические проблемы. Их необходимо собрать как мозаику. Ребята, собравшие картинку, объединяются в рабочую группу.

Задания группам:

В режиме мозгового штурма (3-4мин) сформулировать и записать вопросы, которые у них возникают при рассмотрении картинки: вопросы, которые помогли бы как можно больше выяснить об изображенном фрагменте окружающей среды. По окончании этой работы каждая группа по очереди демонстрирует свою картинку и зачитывает сформулированные вопросы команде напротив, они должны дать ответ

Учитель химии:

Загрязнения бывают нескольких видов: тепловые, химические радиоактивные. По причине их происходит уничтожение биоразнообразия на планете.

Что сделать, чтобы этого не было?

Источником теплового загрязнения планеты является сжигание людьми больших количеств топлива: ежегодно человечество сжигает 2 млрд тонн топлива, при этом образуется 5,5 млрд тонн углекислого газа

 

 

Чем опасно для планеты тепловое загрязнение?

Избыточное количество углекислого газа в атмосфере Земли удерживает больше тепла, чем предполагает норма. В результате происходит потепление климата. Как называется это явление? Это явление называется парниковым эффектом.

К чему может привести потепление климата, или парниковый эффект? Если

температура на Земле повысится всего на несколько градусов, растают полярные льды и горные ледники, уровень моря поднимется, и вода затопит огромные площади суши вместе с полями и городами.

Что является источником химического загрязнения? Таких источников много. Среди них следует назвать выбросы промышленных предприятий, котельных, автомобилей, широкое использование аэрозолей. Регулярный учет вредных выбросов в атмосферный воздух ведется на 18 тыс. предприятий. Однако в ряде регионов наблюдается рост выбросов в атмосферу; причины – нарушение технологических режимов, использование низкокачественного и некондиционного сырья и топлива. В связи с изношенностью основных фондов участились залповые и аварийные выбросы вредных ингредиентов. Состояние воздушного бассейна городов и промышленных центров ухудшается.

 Чем опасно химическое загрязнение планеты? Оно грозит кислотными дождями, которые губят все живое на Земле; разрушением озонового слоя, который защищает все живое от части солнечных лучей. Кислота – это очень опасное вещество. Конечно, кислотные дожди – это очень слабые растворы кислот, но они наносят вред всему окружающему. Они ослабляют деревья, поэтому желтеет и опадает раньше срока хвоя, усыхают верхушки. Из почвы вымываются питательные вещества. Развитие промышленности привело к загрязнению воздуха, воды и почвы не только химическими, но и радиоактивными отходами.

 P. S. Учитель подводит учащихся к пониманию важности бережного отношения к природе, сохранению её в первозданном виде

Учитель биологии:

– Ребята, мы видим с вами как горят леса, загрязняются реки и озера, исчезают навсегда животные и растения. Планета наша засорена, но мы еще не осознали опасности жизни на огромной свалке. Мы пока на ней живем, но смогут ли жить наши дети?

P. S. Учитель подводит учащихся к пониманию важности бережного отношения к природе, сохранению её в первозданном виде

Учитель самопознания:

– Нарисуйте агитационные листовки в защиту природы от загрязнений, у каждой группы своя тема в соответствие с разрезной картинкой:

     1.  Защити почву!

2. Защити водоемы!

3. Защити животный и растительный мир!

     4. Защити атмосферу!

Закрепление материала.

На этапе закрепления учащиеся демонстрируют свои листовки, призывая к сохранению чистоты на планете.

Учитель химии:

Домашнее задание:Составить кроссворды на тему «Экология планеты Земля»

 

Учитель биологии:

Упражнение «Ковер идей»

Цель: осознание причин проблемы; осознание собственных действий, направленных на решение конкретной проблемы.

Каждый учащийся, учителя, пишут на разноцветных стикерах , что он лично может сделать, чтобы изменить ситуацию. Затем все по кругу озвучивают их и прикрепляют к карте мира, создавая «защитный ковёр» планеты.

Круг «От сердца к сердцу»

Учитель самопознания:

Вам известно «Золотое правило нравственности»: «Как хотите, чтобы с вами
поступали люди, так и вы поступайте с ними».

Из нашего с вами разговора следует, что это правило распространяется не только на взаимоотношения людей, но и на отношение человека со всем окружающим его миром.

Хочу подарить вам несколько приятных слов:

Не забывайте подарить добро

Соседям, родственникам, другу.

Оно как истинное волшебство

Вернется к вам по кругу.

Приглашает учащихся объединиться в круг «От сердца к сердцу» и прочесть по кругу каждому по строфе из стихотворения ученицы:

Учитель самопознания: Скажите мне, пожалуйста, что значит забота?

это … –любовь
И души работа.
Забота о маме,
О папе,

О друге.

О птицах, летающих в нашей округе.

О саженцах в сквере,

О каждом щенке,

О кошке, гуляющей сама по себе.

Забота о старых

И немощных людях

Отклик найдет в их нелегких судьбах.

Забота о благе людей

И природы

Сделает чистыми воздух

И воды,

Оденет дивным лесом все вокруг…

Забота-это помыслы

О главном

И добрая работа наших рук!

Все вместе: Это мы можем!

Учитель химии:

            Как яблоко на блюдечке

У нас Земля одна,

Не торопитесь, люди,    Все выскрести до дна.

Учитель биологии:

Не мудрено добиться             До скрытых тайников,

Учитель химии:

                                                    Мы общей жизни зерна,

                                                    Одной судьбы родня,

     Нам пировать позорно

     В счет будущего дня.

Учитель самопознания:

Поймите это, люди,

Как собственный приказ

Не то земли не будет

У каждого из нас.

Учителя – ведущие:

 

На этой ноте мы хотим завершить наш урок!