Технологическая карта проведения профессиональной пробы по профессии «Печник» для лиц с ОВЗ

Груздева Ирина Валерьевна

Мастер производственного обучения

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  

 «КОСТРОМСКОЙ КОЛЛЕДЖ БЫТОВОГО СЕРВИСА» 

Таблица 1. Цели, формы и методы профессиональной пробы

Цели деятельности педагога

Показать достоинства и недостатки профессии, способствуя сознательному, обоснованному выбору профессии.

Ознакомить учащихся с технологией выполнения печных работ, со строительным  инструментом и материалами, которые будут использованы в процессе профессиональной пробы, рассказать  о безопасных приемах и методах работы с инструментами  и материалами, применяемыми при выполнения практического задания.

Планируемые образовательные ресурсы

Личностные: иметь устойчивую  познавательную мотивацию учения, навыки сотрудничества.

Методы и формы обучения

Объяснительно – иллюстративный, практический.

 

Основные понятия и термины

Технологический процесс, технологическая операция,  строительные инструменты, строительные материалы.                                                                                                          

Наглядно-демонстрационный материал

Электронная презентация. Информационные листы для абитуриентов о ККБС.

Оборудование

Комплект инструментов печника, учебные поверхности.

 

 

Таблица 2. Организационная структура  профессиональной пробы

Этапы

Компоненты, задания и упражнения

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Формы организационного взаимодействия

Организационный момент Вступительное слово педагога  

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка к усвоению материала

Каждый из нас, став взрослым человеком, начинает трудовую жизнь. В нашей стране все трудоспособное население занято в разных отраслях народного хозяйства. Человеческий труд  разнообразен. Руки человека способны на самые, казалось бы, невероятные дела: спасают жизни тысячи людей, управляют машинами   и станками, строят небоскребы, здания и сооружения. Невозможно перечислить все существующие профессии: их более сорока тысяч. Как же найти среди них единственную – главную, которая станет делом всей жизни. Ту, которая будет  постоянно увлекать и никогда не надоест. Моя профессия – только та, которую я люблю, которая  составляет область моих интересов, приносит пользу людям. Все мы именно за такой труд, за труд, приносящий большое моральное удовлетворение, нужный людям. И так мы подошли к самому главному:  как найти свою профессию.

Слушают педагога

Фронтальная

Знакомство с профессией    «Печник».

Словесно-иллюстративный рассказ

Для знакомства с профессией печника педагог использует электронную презентацию. В игровой форме даются основные сведения о печах, их назначении и использовании, о конструкции печей, о строительных материалах для изготовления печей, о видах отделки печей, характеристика профессиональных качеств печника.

Слушают, рассматривают иллюстрации, материалы, инструменты

Фронтальная

Практическая деятельность

Выполнение кладки банной печи.

Участники профессиональных проб выполняют практическое задание. Первая часть задания выполняется на раздаточном материале. См. приложение 1.  Для выполнения второй части практического задания в учебной мастерской заранее заложены банные печи, из расчета на каждого участника по рабочему месту. Все участники переходят к рабочим местам.  Студенты 2 курса  демонстрируют приемы выполнения практического задания, педагог в процессе демонстрации  комментирует выполняемые технологические приемы. Присутствующим предлагается самостоятельно  выполнить кладку одного ряда банной печи.

Слушают, следят за выполнением технологических операций, самостоятельно выполняют кирпичную кладку.

Фронтальная

Индивидуальная,

Итог, рефлексия.

Обобщение полученных сведений, оценивание результата работы

Педагог организует беседу по изученной теме, загадывает загадки про печи, предлагает послушать пословицы и поговорки. Дает анализ  успешности достижения цели встречи, проводит опрос присутствующих о пользе проведенной профессиональной пробы, отвечает на вопросы присутствующих. См. приложение 2.

Рассматривают, оценивают выполненную работу, задают вопросы.

Фронтальная

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

Практическое задание. Часть 1.

 

1. Соедините между собой точки так, чтобы получился рисунок русской печи.

2. Из слов-подсказок выберите слова с названием основных частей печи и укажите их на рисунке.

 

Слова-подсказки (основные части печи): корпус, лежанка, дымоход, труба, топка, дровяник. 

Приложение 2.

 

Личная карта

По итогам профессиональной пробы

 

Ф.И.___________________________________________________________

 

 

Дата прохождения пробы

«__»_____201_г.

Проба №1

Проба №2

Проба №3

Профессия

 

 

 

 

Тема пробы

 

 

 

 

Мои действия

 

 

 

 

Мое отношение к деятельности

Понравилось (да, нет)

 

 

 

Хочу попробовать еще (да, нет)

 

 

 

У меня получилось хорошо (да, нет)

 

 

 

Хочу освоить эту профессию (да, нет)

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

1.Белявский Б.В. Организация профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Детская и подростковая реабилитация № 1, 2006.

2.Волосовец Т.В. Перспективы развития профессионального образования инвалидов в России. Дефектология № 3, 2004.

3.Хохлина Е.П. Исследования психолого-педагогических основ коррекционной направленности трудового обучения учащихся с ограниченными умственными  возможностями. Дефектология № 2.  2003.

4.Чистякова С.Н., Родичев Н.Ф., Лернер П.С., Рабинович А.В. Содержание проф проб и этапы их выполнения // Чистякова С.Н., Родичев Н.Ф., Лернер П.С., Рабинович А.В. Профессиональные пробы: технология и методика проведения. Методическое пособие для учителей  5-11 классов (под ред. С.Н. Чистяковой). М, Академия, 2011