Суффикс

Молокова Светлана Владимировна

Учитель начальных классов

КГУ «Средняя школа №2»

      Цель: – познакомить уч-ся с частью слова –  суффиксом;

                – развивать орфографическую зоркость, умение определять в слове

                   суффикс;

                -воспитывать экологическую культуру уч-ся, интерес к предмету.

Тип урока: урок объяснения нового материала.

Оборудование: рисунки частей слова, таблицы, схемы, суффиксы, карточки.

     Ход урока:

1.Организационный момент.

2.Психологический настрой.

Прозвенел и смолк звонок.

Начинается урок.

Все за парты тихо сели,

Отдохнуть мы все успели.

Будем мы сейчас учиться,

Не годиться нам лениться.

Все хотим отметку «пять»

На уроке получать.

3.Вступительное слово учителя. 

-Сегодня наш урок называется  «Урок- исследование». А будем исследовать мы части слова. Познакомимся с новой частью слова.

Открываем тетради, записываем сегодняшнюю дату, классная работа.

4.И начинаем наше исследование с минутки чистописания

На доске записаны слова:

репа  кора  кит

Определите букву, которую мы будем писать. Она находится в корне одного из этих слов. Обозначает парный , глухой, мягкий  согласный звук.

-Какая это буква?

– В корне  какого из слов она находится?

-к-   -кит

-Запишем строчную  букву –к- на первой строке тетради

– Определим порядок следования букв в строке.

-ак  -аак  ааак  -ааааак ….

-Строчная –а чередуется со строчной –к.

– Напишите данную строку в предложенной последовательности до   конца строчки.

 5. Наше исследование продолжается. И для нас предлагается словарная работа. Сегодня мы должны познакомиться с новым словарным словом .Оно зашифровано с помощью чисел :

3, 1, 11, 6, 12, 13, 1.

Каждому числу соответствует определенная буква

                       1   3   6   11   12   13

                       а   к   у   п      с       т

– Какое слово зашифровано? (капуста)

-Что означает слово «капуста»?

-И в наше исследование включаются «консультанты»

6.  Выступление консультантов.

– Капуста была завезена к нам из других стран Капусту привезли в 12 веке из европейских государств с теплым климатом. Для нас этот овощ быстро стал одним из наиболее любимых.В старину капусту не только употребляли в пищу, но и лечили ею кашель, насморк, головную боль.

– Слово «капуста» было образовано от латинского «капут», что означает «голова», «начальник». Действительно, по форме капуста напоминает голову.

  -Капуста- это овощ, который растет в виде кочана.

7.  Напишите это слово в тетради, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную. Запомните написание слова «капуста».

 – В этом слове непроверяемая гласная –а , которую надо запомнить.

8.Тема исследования : Суффикс.

 Цель: учиться определять в словах и правильно писать суффиксы.

9.Работа в группах (задания).

 Подберем к слову капуста однокоренные слова и запишем их.

   Капуста, капустка, капустный, капустища, капустница…

– Докажи, что эти слова являются однокоренными.

-Что такое корень? (правило)  (рисунок)

-Обозначим корень в данных словах.                                                                      – А еще какие части слова мы изучили на прошлых уроках?

(Окончание) – Обозначим в данных словах окончание. (рисунок)

 (Приставка) – Есть ли в данных словах приставки? (рисунок)

 – Какую часть слова между корнем и суффиксом мы не выделили в словах?

-Часть слова, которая стоит после корня- называется….

-Посмотрите на рисунок  и скажите, куда мы его должны прикрепить?

(Между корнем и окончанием)

-Давайте в записанных словах выделим суффиксы- вот так…

-Данные однокоренные слова отличаются значением.

-А какая часть слова придает им значение? 

(Суффикс)

10.Презентация ответов.

11.Физ. минутка.

Дыхательная гимнастика Стрельниковой.

Упражнение « Ладошки».

Упражнение « Насос».

12. Работа по учебнику.

-Проверим, верно ли мы определили, что такое  суффикс.

-Прочитаем правило на стр. 114.

– И наше исследование продолжается и дальнейшая задача – узнать какую работу  может выполнять суффикс.

13. Работа у доски.  Выполняем упр. 307.

 – Какие суффиксы придают слову уменьшительно-ласкательное значение?

-К   -ИК

14. Послушайте сказку и попробуйте ответить на вопрос  –  Для чего служит суффикс?

Жили-были суффиксы –ИК –ИШК –ИЩ. Жили они за корнем , как и все остальные суффиксы. –ИК был очень ласковым, -ИШК всегда говорил обо всех с насмешкой, -ИЩ был очень маленьким, и ему все казалось большим.

  Вот пошли они на работу. Работали они в тетради и им нужно было образовывать слова. В тетради было написано: маленький дом.

  «Домик»- писал –ИК. «Большой дом. Домище» – писал –ИЩ.  

«Старый, дряхлый дом. Домишко».- писал –ИШК.

   Вот какие труженики эти суффиксы!

-Ответим на вопрос: Для чего служат суффиксы?

(Для образования новых слов)

15.Самостоятельная работа «Чудо-дерево»  Индивидуальная работа.

 Вырастите это дерево и запишите слова, которые у вас получатся.

(Рисунок)

Проверка выполнения задания.

Вывод: КАКУЮ РАБОТУ МОЖЕТ ВЫПОЛНЯТЬ СУФФИКС?

16.Подведение итогов. – Научное исследование подошло к концу. Огласим результаты исследования.

– Как называется изучаемая нами часть слова?

– Где находится?

– Для  чего служит?

-Научное исследование успешно завершено. Благодарю всех  за хорошую работу. Самооценка.

17.Рефлексия.

 18. Оценки за урок.

 19. Домашнее задание. Стр. 114 упр. 308. правило.