Проведение профессиональных проб для лиц с ОВЗ

Груздева Ирина Валерьевна

Мастер производственного обучения

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  

 «КОСТРОМСКОЙ КОЛЛЕДЖ БЫТОВОГО СЕРВИСА»  

Обеспечение реализации прав на образование лиц  с  ограниченными возможностями здоровья рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития. Получение людьми  с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Поддержка профессионального образования, социализации и интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья в настоящее время законодательно закреплена в Конституции РФ и ряде федеральных законов – «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «Об образовании в Российской Федерации» и др. На заседании коллегии Министерства образования и науки Российской Федерации «О мерах по созданию условий для получения профессионального образования лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами» было отмечено, что обеспечение реализации права лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов на получение образования является одним из важнейших аспектов их социальной интеграции. В целях создания условий для получения данной социальной группой качественного профессионального образования в Костромском колледже бытового сервиса разработаны программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих  для лиц с ОВЗ.

В решении проблемы профессиональной интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья существенную роль может сыграть система организационно-методических и практических мероприятий по профессиональной ориентации, профотбору, профессиональному самоопределению. Цель профориентационной работы с такими детьми состоит не только в предоставлении информации о мире профессий и дающая основу профессиональной ориентации, но и способствующая личностному развитию учеников, формированию у них способности соотносить свои индивидуально-психологические особенности и возможности с требованиями профессии.

В качестве научно обоснованных практических средств, позволяющих лицам с ограниченными возможностями здоровья в процессе профориентации осознать свои возможности, познакомиться с требованиями профессии, испытать себя в различных видах профессиональной деятельности и принять решение в плане окончательного профвыбора, могут выступать профессиональные пробы. Они способствуют объективизации своих возможностей и жизненно-трудовых перспектив, оказывая определенное влияние на мотивацию профессионального обучения и дальнейшее трудоустройство. Профессиональные пробы – это своеобразная проверка, моделирующая элементы конкретного вида профессиональной деятельности, способствующая сознательному, обоснованному выбору профессии, профиля профессий, пропагандирует те из них, которые необходимы региону. Профессиональные пробы  помогают раскрыть профессиональные интересы детей, их намерения, возможности, способности. Проведение профессиональных проб для учащихся школ, является одним из  оптимальных способов организации профессионального самоопределения, в результате которого учащиеся школ получают сведения об элементах деятельности различных специалистов, что позволяет узнать профессию изнутри. При этом ученики могут соотнести свой природный и накопленный потенциал с требованиями конкретной практической деятельности в различных сферах труда. Приобретенный социально-профессиональный опыт поможет ребятам легче определиться с теми направлениями, которые им нравятся и где они смогут быть наиболее успешны и конкурентоспособны.

Профессиональная проба – это испытание, применение различных упражнений, моделирующие элементы конкретного вида профессиональной деятельности, имеющее завершенный вид. То есть, для учащихся школ  моделируются конкретные условия деятельности: школьник искусственно включается в возможно свою будущую профессиональную деятельность. Профессиональная проба способствует сознательному, обоснованному выбору профессии, помогает убедиться в
достоинствах и определиться с недостатками выбранной профессии. Профессиональные пробы также являются возможностью самовыражения.

Различают виды профессиональных проб: занятия в кружках, клубах, школьных курсах профессиональной направленности; некоторая самостоятельно смоделированная имитация деятельности профессионала; имитационная (деловая) игра профессиональной направленности. Результатом профессиональной пробы могут быть: материальные изделия, информационные продукты, номера художественной самодеятельности.

Формами профессиональных проб могут быть:

-трудовое задание, связанное с выполнением технологически завершенного изделия (узла, технологически взаимосвязанных законченных операций);

-серия последовательных имитационных (деловых) игр

-творческие задания исследовательского характера (курсовой проект,
реферат и др.);

-осуществление комплекса агротехнических действий по выращиванию
растений, животных, лечебно-профилактических, реабилитационных,
воспитательных воздействий и многое другое.

В результате проведения  профессиональных проб для учащихся:

-даются базовые сведения о конкретных видах профессиональной деятельности;

-моделируются основные элементы разных видов профессиональной деятельности;

-определяется уровень готовности учащихся к выполнению проб;

-обеспечиваются условия для качественного выполнения профессиональных проб.

Особенности профессиональных проб:

1. Диагностический характер пробы. На каждом этапе профессиональной пробы осуществляется диагностика общих и специальных профессионально важных качеств (ПВК).
2. Процесс выполнения пробы направлен на формирование у школьников
целостного представления о конкретной профессии, группе родственных
профессий, сферы, их включающей.

3. Результатом каждого этапа и итога профессиональной пробы является получение завершенного продукта деятельности — изделия, узла, выполнение функциональных обязанностей профессионала.

4. Развивающий характер профессиональной пробы, направленный
на интересы, склонности, способности, ПВК личности школьника, достигаемый за счет постепенного усложнения выполнения практических заданий профессиональной пробы в соответствии с уровнем подготовленности школьников к ее выполнению, внесения в содержание пробы элементов творчества и самостоятельности.
5. Профессиональная проба выступает как системообразующий фактор
формирования готовности школьников к выбору профессии. Она
интегрирует знания школьника о мире профессий данной сферы,
психологических особенностях деятельности профессионала и
практическую проверку собственных индивидуально-психологических возможностей.

Выполнение учащимися профессиональной пробы включает три компонента (направления) – технологический, ситуативный, функциональный. Они все позволяют создать целостный образ профессии. Технологический компонент характеризует операционную сторону профессии, предполагает овладение учащимися приемами работы с орудиями труда, знаниями о последовательности воздействия на предмет труда в целях получения завершенного изделия. Данный компонент направлен на  ознакомление со способами получения знаний и умений и применением их в практической деятельности. Он позволяет воспроизвести предметную сторону  профессиональной деятельности. Отвечает на вопросы «Что?» и «Как?». В какой последовательности должны  осуществляться действия, чтобы получить завершенный продукт. Ситуативный компонент воспроизводит содержательную сторону профессиональной деятельности. Выполнение этих заданий требует от учащихся определенных мыслительных действий на основе опыта и приобретенных знаний. Учащийся должен найти  способ деятельности, который в наибольшей степени соответствует его индивидуальным способностям и возможностям. Функциональный компонент отражает динамическую сторону профессиональной деятельности. Он фиксирует те функции и их показатели, которые должны быть достигнуты и проявлены в конкретном задании профессиональной пробы. Содержание профессиональной пробы должны четко отвечать принципу ее построения как профессионального испытания.

Проведение профессиональных проб для лиц с ограниченными возможностями здоровья является одним из  оптимальных способов организации профессионального самоопределения. В результате профессиональной пробы учащиеся получают сведения о профессии. В процессе организации и проведения профессиональных проб необходимо предусматривать педагогические условия.

Мастер производственного обучения должен подготовиться  к проведению занятий по профессиональным пробам, подобрать следующие дидактические материалы:

-профессиограммы на профессию, с которой учащиеся будут знакомиться  при выполнении профессиональных проб,

-наглядные пособия для демонстрации опытов, принципов действия, мультимедийные презентации в программе Microsoft Office PowerPoint, обеспечивающие усвоение предлагаемого учебного материала,

-тестовые или иные задания для выявления уровня усвоение предлагаемого учебного материала,

-учебные рабочие места для выполнения практического задания по профессии.

Мастер производственного обучения должен разработать содержание профессиональных проб с выделением этапов, уровней сложности выполнения заданий, подобрать инструменты, техническую документацию, оснастку для ее выполнения, разработать критерии оценки выполнения профессиональных проб или их этапов. Ознакомить школьников  с требованиями, предъявляемыми профессией к специалистам, и содержанием профессиональной деятельности,  в сфере которой организуются   пробы. По окончании профессиональной пробы необходимо провести  диагностическое тестирование.

Практическое выполнение заданий профессиональной пробы осуществляется по схеме: задание – условие – результат. Перед учащимися ставится задача (задание) конкретной степени трудности (уровня сложности), проблемности, оговариваются условия, которые необходимо соблюдать при выполнении заданий и определяется тот продукт деятельности, который учащийся должен получить по завершении цикла профессиональной деятельности. В ходе выполнения профессиональных проб  формируется и закрепляется необходимый объем представлений, умений, которые требуются для качественного выполнении заданий. Это может быть краткое изложение  теоретических сведений, связанных с технологией,  упражнениями с рабочим инструментом, инструкционными, технологическими картами, выполнение простейших технологических операций, графических, измерительных, вычислительных работ, подробное консультирование, показ правильных рабочих действий, движений, приемов и т.д.

Профессиональные пробы завершаются общим подведением итогов. Это может быть беседа, в ходе которой выясняется, изменилось ли профессиональные намерения учащихся, какие трудности и сомнения они испытывали при выполнении пробы. При подведении итогов выполнения этапов или пробы в целом мастер подчеркивает, какие индивидуальные черты ученика не позволили ему выполнить задание на требуемом уровне (невнимательность, излишняя подвижность, или пассивность).

При организации и проведении профессиональных проб  с лицами с ОВЗ необходимо учитывать объективные и субъективные факторы, влияющие на продуктивность их выполнения.

Таблица 1. Факторы, влияющие на продуктивность выполнения профессиональных проб.

Объективные факторы

Субъективные факторы

Физиологические

Психологические

Структура пробы

Содержание пробы

Условия выполнения пробы

Состояние здоровья

Выраженность физиологических показателей  ПВК

Выраженность физиологических показателей  ПВК

Способность к самоанализу

Способность к анализу профессии

 

По итогам выполнения профессиональной пробы учащиеся должны знать:

-содержание и характер труда в данной сфере деятельности, требования, предъявляемые к личности и профессиональным качествам.

-общие теоретические сведения, связанные с характером выполняемой пробы

-технологию выполнения профессиональной пробы,

-правила безопасности, производственной  санитарии,

-инструменты, материалы, оборудования, правила и их использование на примере практической пробы.

По результатам проведения профессиональной пробы учащиеся должны уметь:

-выполнять простейшие операции,

-пользоваться инструментом, документацией,

-соблюдать правила безопасности труда и санитарно-гигиенических требований,

-выполнять простейшие вычислительные  и измерительные операции,

-соотносить свои индивидуальные  особенности с  профессиональными требованиями.

 

Список используемой литературы

1.Белявский Б.В. Организация профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Детская и подростковая реабилитация № 1, 2006.

2.Волосовец Т.В. Перспективы развития профессионального образования инвалидов в России. Дефектология № 3, 2004.

3.Хохлина Е.П. Исследования психолого-педагогических основ коррекционной направленности трудового обучения учащихся с ограниченными умственными  возможностями. Дефектология № 2.  2003.

 

4.Чистякова С.Н., Родичев Н.Ф., Лернер П.С., Рабинович А.В. Содержание проф проб и этапы их выполнения // Чистякова С.Н., Родичев Н.Ф., Лернер П.С., Рабинович А.В. Профессиональные пробы: технология и методика проведения. Методическое пособие для учителей  5-11 классов (под ред. С.Н. Чистяковой). М, Академия, 2011.