Здоровый образ жизни и нейроциркуляторная дистония как фактор риска сердечно-сосудистых заболеваний

Досбергенова К. И., Сейсекенова А.К.

Преподаватели специальных дисциплин

КГП на ПХВ «Павлодарский медицинский высший колледж»

Профессия медсестры остаётся востребованной на рынке труда, привлекает внимание будущих специалистов   возможностью реализовать свои знания в различных сферах практического здравоохранения. Важнейшей задачей в процессе обучения и воспитания будущего специалиста является проведение работы, направленной на развитие профессионально-значимых и личностных качеств, расширение кругозора, закрепление практических умений и навыков, необходимых в работе медицинского работника. Именно  здесь  особую актуальность приобретает организация самостоятельной работы  по дисциплинам медицинского профиля. Созвучно этим словам, в   нашем медицинском колледже значимую роль при организации внеаудиторной самостоятельной работы играет  кружковая работа, проводимая в  частности в научно-исследовательском кружке  «Эскулап». В   течение многих лет участники кружка занимаются исследованием такого грозного заболевания, как  гипертоническая болезнь и её осложнения.    Памятуя   слова корифея советской и российской кардиохирургии Н.М. Амосова “Гипертоническая болезнь – это болезнь от неправильного образа жизни, от собственной глупости и плохой информированности”, наши студенты  стараются донести их до каждого, кто не равнодушен к собственному здоровью и качеству своей жизни. Они участвуют  в    работе научно – практических конференций, в профилактических тренингах, волонтёрском движении, проводят активную просветительную работу в школах, колледжах, гимназиях нашего города, раздают буклеты на остановках и  рынках, в магазинах города, проводят акции «Узнай свое давление»   в местах наибольшего скопления народа (магазинах, школах, колледжах).

Как-то, кружковцы при измерении артериального давления  среди студентов нашего  колледжа, обратили внимание на то, что  студенты часто жалуются на беспричинную, как им кажется, головную боль, раздражительность, иногда – боль в области сердца,   повышенную утомляемость,  головокружение, ощущение сердцебиения. Появление этих симптомов первокурсники  связывали с трудностями адаптации к новым условиям обучения, дефицитом времени, стрессами,  студенты старших курсов – с эмоциональным напряжением во время сдачи зачетов, переутомлением. Причем, ни один из ребят не обращал должного  внимания на свое состояние и не обращался к врачу. А если даже обращался, не принимал всерьез рекомендации медицинского работника.

Но кружковцев, много лет занимающихся проблемами гипертонической болезни,  сразу заинтересовало это «простое недомогание в связи с усиленными занятиями», т.к. эти проявления нейроциркуляторной дистонии (НДЦ), если не обращать внимания, могут привести к более серьезным последствиям, как гипертоническая болезнь.  

Заинтересовавшись этой проблемой, кружковцы начали  углубленно изучать литературу по вопросам проявления синдрома нейроциркуляторной дистонии (НДЦ)  у ребят юношеского возраста, обсуждали основные методы профилактики.  По  специально разработанной ими анкете провели опрос  студентов младших курсов   сестринского  отделения. В анкетировании принимали участие  60 студентов. Целью анкетирования было получение ориентировочной характеристики состояния здоровья, наличие начальных проявлений синдрома НДЦ.  При  подведении итогов анкетирования  выявили следующие данные: на  головную боль жаловались 60%, снижение памяти – 42%, шум в ушах – 31%, головокружение – 60%кардиалгию – 40%.  

По результатам   исследования  студенты-кружковцы   провели диспуты и беседы  о необходимости формирования здорового образа жизни, критического отношения к правильному режиму питания, отказу от вредных привычек, досугу.      Они ещё раз  убедили студентов  в том, что гиподинамия, стресс без физической нагрузки,  алкоголь, курение, избыток соли в продуктах, ожирение основные факторы риска развития гипертонии. Их легко избежит тот, кто ведет здоровый образ жизни.

Поступивший в колледж молодой человек должен научиться организовывать свой труд. Это очень сложно, ведь у нас в колледже  совершенно другая система занятий (лекции, зачеты, сессии, отсутствие ежечасного и ежедневного контроля), которая требует перестройки годами сложившегося школьного стереотипа.Поэтому было так важно научить первокурсников таким  мерам как: организовывать активный отдых,  во-время вставать, во-время ложиться спать, соблюдать достаточное время для сна. Ведь ночные бдения над учебниками истощают организм, снижают его устойчивость к различным заболеваниям.

Особое внимание во время бесед отводилось разъяснению роли физической культуры для здоровья  и профилактики функциональных расстройств, профилактики сколиоза. Ведь физические занятия улучшают координацию всех функций организма, вызывают приспособительные перестройки в нервной, сердечно-сосудистой и других системах, позволяют легче преодолевать перегрузки, связанные с напряженной учебой.

Говоря о питании, кружковцы подчеркнули, что соблюдать режим питания обязательно:  питаться не на ходу и не всухомятку; регулярно 3-4 раза в день;  употреблять горячую пищу, не уходить на занятия натощак, как любят делать наши студенты; не наедаться на ночь; обязательно в рационе должны быть овощи и по возможности, фрукты.

Студентам необходимо наличие положительных эмоций, с их помощью организм защищается от вредного воздействия отрицательных эмоций,  а значит, и гипертонической болезни.  И ещё: при появлении головных болей или других расстройств, необходимо обратиться в здравпункт, настойчиво и до конца лечить выявленные заболевания.

Таким образом, при общении со студентами колледжа наши кружковцы ещё раз подчеркнули необходимость того, как важно придерживаться критического  мировоззрения по отношению  к своему здоровью, осознали необходимость повышения резервных способностей организма, формирования здорового образа жизни.

В дальнейшем исследовательская работа в направлении «НЦД как фактор риска сердечно-сосудистых заболеваний» среди студентов сестринского отделения будет продолжена.

 

 

 

 

Список использованной литературы

1. Киреева И.П., Осокина С.Г., Северный А.А. Вегетососудистая дистония у студентов: клиника, лечение, реабилитация: Методические рекомендации. М., 1993. С. 30.

2. Информация всемирной сети Internet.