Методическое руководство “Как научить студентов вдумчивому чтению”

Бердиева  Раушан  Есбосыновна

Преподаватель  русского  языка и литературы

Талгарский  политехнический  колледж

Навык   вдумчивого  чтения –  это  основа  всего   обучения,   одно  из  условий  успешной  учёбы. Процесс  чтения   очень  сложен – в  нём   участвуют   память,   воображение,  внимание.  Как  отмечают  преподаватели современные   студенты    охладели   к  классической     литературе,   сейчас их    больше  интересуют  приключения,  фантастика,  бульварные  романы .А  ведь ,  какие  книги  читает  студент   зависит,  каким   человеком  он  станет. Книга   воспитывает   и  формирует  нравственные   качества   личности,  духовный  мир. Поэтому основная   задача  педагога  –  воспитать  интерес к  художественной   литературе. Ведь с  помощью  чтения  повышается  грамотность,  развивается  речь,  увеличивается  словарный  запас.

Благодаря  чтению  развивается  воображение  и  расширяется  кругозор.

На  основе  чтения   формируется   внутренний  мир.  Именно  художественная   литература  позволяет   косвенным  образом  приобретать  опыт  и  влияет   на  нравственное  развитие.  Также   складываются  представление   о  типах   характеров,  о  последствиях  тех  или  иных  действий  и  слов  людей.  Книги  знакомят  с  такими  понятиями  как   любовь,  ненависть,  дружба,   предательство,  обман,  самоотверженность,  трусость  и  благородство.

Цель  литературы  – воспитание  читателя,  который  на  основе  классической  литературы   впитает  в  себя   патриотизм,  гуманизм,  духовность.

Почему  при  чтении   текста  возникают   трудности  в  его  понимании?   Причин  много.  Среди  них  и  проблемы  в  прошлых  знаниях,  и « сбои»  в  рассуждениях.  В  отдельных  случаях  бывают  виноваты   и  авторы  книг.

  Тексты   учебников  не  всегда  совершенны.  Иногда  в  них  что-то  объяснено  недостаточно  полно,  иногда  не  объяснено совсем.  Это  происходит  оттого,  что  авторы  учебников,  хорошо   знающие  свой  предмет,  не  всегда  могут  учесть,  насколько  учащиеся  ещё  не  знают  его.  Поэтому   авторы  могут  не  разъяснять  что-то,  что  для  них  само  собой  разумеется ,  а  ребятам  неизвестно.  В  таких  случаях  у  читающих  могут  возникнуть  вопросы,  на  которые  в  тексте  нет  ответа.  Чтобы  найти  этот  ответ,  «  идеальный  читатель»  мысленно  перестраивает   материал,  добавляет    недостающие  смысловые  звенья,  пользуется      своими  прошлыми знаниями    или  обращается   к  другим  источникам  информации.

Как  ребят  заинтересовать  чтением?

На  уроках  литературы  очень  важно  воспитать    привычку  и  умение  осмысливать  прочитанное,  формулировать  собственное  мнение  устно  или  письменно:   научить  ребят   вести  записи  о  прочитанном ,  делать  заметки,  обсуждать  о прочитанном  с  друзьями,  писать  изложения.  Чтение  должно  оставить  след  в  душе,  побудить  его  к  сопереживанию  и  раздумьям  над  художественным  текстом.

Однако  не  каждый  читающий  мыслит  самостоятельно  и  не  у каждого  вопросы  при  чтении  возникают   сами  собой

После  чтения  нужно  обязательно   побеседовать  о  прочитанном:  какие  герои  понравились  ему  и  почему,  какой  эпизод  больше  запомнился,  какие  события   заставили  больше   сопереживать   героям  и  волноваться  за  их  судьбу.

 «Идеальный   читатель»   выделяет   в  тексте  все  непонятные  слова  и  выражения  и  выясняет  их  значение.  Для  этого  он  обращается  к  словарям,  справочникам, дополнительной   литературе.

  Большую  помощь  при  осмысливании  и  запоминании   текста  оказывают  выписки  и  подчёркивания. «  Кто   записывает,  тот  читает  дважды», –  гласит  пословица.  Это  помощь  особенно  важна  в  тех  случаях,  когда   к  прочитанному  материалу  приходится  обращаться  неоднократно  подчёркивание  существенного,   важного  в  тексте  помогает  легче  его  усваивать  и  легче  вспоминать  в  дальнейшем. 

«Читается   трояким  образом, –  писал   в  своё  время  драматург  XVIII  века   Я.Б.Княжнин,  –  первое – читать  и  не  понимать;  второе  –  читать  и понимать;  третье  –  читать и  понимать  даже  то,  что  не  написано».

Воспитать  вдумчивого  читателя –  значит  научить  его  методам  работы  с  различными   произведениями  конспектированием,  цитированием,  выписками,  пользованием  словарями,  справочниками,  пересказывать,  отстаивать  своё  мнение,  сочинять  творческие  работы,  рисовать   иллюстрации,  играть  и  отгадывать  кроссворды, смотреть  экранизации  изучаемых  произведений  и  обсуждать  прочитанное,  услышанное  и  просмотренное.

   Продолжая  говорить  о  воспитании  интереса  к  чтению  через  исследование  текста  и  разных  видах  работы  при  этом,  нельзя  не  упомянуть работу  с  таблицами,  схемами,  отражающими  содержание  того  или  иного  произведения.  В  виде  схем,  как  правило,  отражаются  события,  ход рассуждения,  разного  рода  понятия.  Очень  полезно  записывать  и  обдумывать  те  схемы,  которые  даны  в  учебной  литературе  или  предлагаются учителем.  Но  гораздо  важнее  научиться  составлять  схемы,  рисунки  к  тексту,  таблицы  самостоятельно.  Что  это  даёт? Они  помогают  увидеть  и  понять  структуру  текста,  взаимосвязь  его  элементов. 

Пример  таблицы   можно   рассмотреть,  обратившись   к    изучению   творчества     М.Ю Лермонтова.

 

Детство поэта

1814-1825

Переезд  из  Тархан в  Москву

1827

Московский   пансион

1828-1832

           Офицерская  жизнь

1834

Ссылка  на  Кавказ

1837

Возвращение из ссылки

1838

Дуэль  с  Барантом

1840

Война   на  Кавказе

1840

Гибель  М.Ю.Лермонтова

1841

 

  Работа  над  текстом  была  присуща  читательскому  стилю  А.С.  Пушкина.  Исследуя  его  библиотеку,  содержащую  несколько  тысяч  томов,  современные  учёные  нашли  в  этих  книгах  и  подчёркивания,  и  различные  значки  на  полях.  Свой  стиль  чтения   Пушкин  приписал  Евгению  Онегину.

Хранили  многие  страницы

Отметку  резкую  ногтей:

Глаза  внимательной  девицы

Устремлены  на  них  живей.

Татьяна  видит  с  трепетаньем,

Какою  мыслью,  замечаньем

Бывал  Онегин  поражён,

В  чём  молча,  соглашался  он.

На  их  полях  она  встречает

Черты  его  карандаша.

Везде  Онегина  душа.

Себя  невольно  выражает

То  кратким  словом,  то  крестом,

То  вопросительным крючком.

 

 Во-первых,  после  прочитанного  текста   нужно  выделить  главную  мысль ,     во –вторых,   проанализировать  текст   с  целью  понять,  где  основная  мысль,  а  где  поясняющие  её  примеры,  ненужную   же   информацию   сразу   отбросить.  

         Хороший   План – чётко  выражает  основное  содержание  текста  и  делает  легко  обозримым  и  удобным  для  хранения  в  памяти  текст  любого  размера.  Составление  плана   очень   помогает ,  если  вдуматься,  стимулирует   студентов  к  углубленному   исследованию  текста,  к  желанию  прочитать  его  внимательно.

Хорошо  понятый  материал  легко,  непроизвольно  запоминается.  Однако  в  учебниках  часто  встречаются  сложные  тексты,  которые  трудно  понимаются   и  запоминаются.  Поэтому  надо  научиться  делать  какие- то   зацепки   для  памяти.  Например:  перечень  цветов  радуги  в  определённом  порядке  зашифрован  в  известной  фразе  «  Каждый  охотник  желает  знать,  где  сидит  фазан».   Или    глаголы-  исключения  второго  спряжения  легче  заучиваются,  если  их  выстроить  в  стихотворные  строки: 

Гнать,  держать,  терпеть,  обидеть,

Слышать,  видеть,  ненавидеть.

 

Обрабатывая  материал  в уме,   ставя  вопросы  и  находя  на  них  ответы,  проверяя  себя,  ребята гораздо  быстрее  и  прочнее  усваивают  материал .

Стать настоящим, а самое главное, хорошим читателем, помогают и памятки.

. Например:

1       До  чтения  текста.   Начинайте  работу  с  заголовка.  Настраивайте   себя  на    работу  с текстом.

2               По  ходу  чтения.   Введите  диалог  с  текстом.  Выявляйте  скрытые  в  тексте  вопросы,  стройте  свои  предположения  и  проверяйте  их.  По   ходу  старайтесь  осознать,  что  вам  непонятно.  Делайте  выписки,    подчёркивайте  важные  мысли,  составляйте  схемы,  таблицы.  Разбирайте  конкретные   примеры.

3                После  прочтения  текста.  Попытайтесь   выразить   главную  мысль    текста.  Прочитайте  повторно  трудные  для  вас  части   текста.  Составьте  план.  Задавайте  себе  вопросы   по  всему  тексту.

Закончить   свой  доклад  хочется  словами  великого   педагога  и  учёного  17  века  Я.А.  Коменского:  « Напрасен  ум,  если  нет  пищи  мудрости ,  какую  доставляют  добрые  книги,  полные  благих  наставлений,  примеров,  нравственных  заветов,  законов  и  благочестивых   правил.  Словно   задушевные  друзья, они  охотно  беседуют  с  нами,  учат  нас,  ободряют,  утешают  и  как  зримо  являют  нам  самые  далёкие  от  наших  глаз  вещи…»

Использованная   литература.

 

1 -Методический  журнал.   Воспитание школьников,  1992 год.