Конспект урока на тему «Музыка воды»

Манасова Дана Ертаевна

Учитель музыки

КГУ “Средняя школа № 21”

Тип урока: урок изучения новой темы

Методы: наглядный, практический, словесный, анализа

Цель урока: формирование  восприятия музыкального произведения и художественного образа

Задачи:     – закрепление ранее изученного материала через выразительное исполнение песни

  • знакомство с новыми музыкальными произведениями
  • развивать навыки эмоционального восприятия музыки и внимания
  • способствовать развитию навыка импровизации при игре на различных музыкальных инструментах
  • развивать музыкальный слух и музыкальную память
  • развивать умение слушать музыку и анализировать услышанное

 

Межпредметная связь: окружающий мир, изобразительное искусство, литература

Оборудование: интерактивная доска, проигрыватель, музыкальные инструменты, картинки.

Ход урока:

Музыкальное приветствие на трех языках (на звуки соль-ми):

Добрый день! Қайырлы күн!  Good day!

Организационный момент:

Учитель: начнём мы наш урок с распевки, для этого выпрямите спинки, плечи опустите, сделайте не спеша глубокий вдох и выдох.

Распевки: 1. Ми, ма, мэ, мо, му; 2. Ми – и – я; 3. До – ми – соль – ми – до

 Давайте повторим песню «Дорога добра», которую  мы с вами изучили на прошлом уроке.

– Кто помнит, о чем она?

Дети: о доброте и дружбе

Учитель: По характеру она какая?

Дети: добрая, светлая и красивая

Повторение песни из кинофильма «Маленький Мук» «Дорога  добра»,  слова Ю.Энтина, муз. М.Минкова (музыкальный проигрыватель).

Учитель: Замечательное исполнение!

Ребята, посмотрите на картинки, что на них изображено? (интерактивная доска)

Дети: Фонтан, ручей, море, дождь …..

Учитель: Ребята, а что общего в этих картинках?

Дети: На них изображена вода

Учитель: Правильно ребята! Где еще можно встретить воду?

Дети: ….в кране, аквариуме, бассейне….

Учитель: Перед вами музыкальные инструменты (ксилофон, треугольник, колокольчики), давайте попробуем на них изобразить звуки воды (дети стараются изобразить звуки воды на инструментах).

         Молодцы! Теперь попробуйте отгадать тему нашего урока, как вы думаете, как она называется?…..

 

Правильно! Тема урока: Музыка воды

          Очень многие композиторы в своей музыке обращаются к образу воды. Например, такие известные произведения как «Сады под дождём» и «Золотые рыбки» К.Дебюсси, «Волшебное озеро» А.Лядова, «Аквариум» и  «Лебедь» К.Сен-Санса, «Акку» Н.Тлендиева.

Ребята, а что можно увидеть после дождя?

Дети: Радугу

Учитель: Совершенно верно, после дождя над горизонтом можно увидеть атмосферное явление, которое происходит от яркого освещения солнцем множества водяных капель, состоящих  из семи цветов плавно переходящих из одного в другой. Называется это явление РАДУГА.

Так вот композитор С. Прокофьев написал музыку, которая называется «Дождь и радуга», в которой он изображает звуки дождя, а затем появление на небе разноцветной и красивой радуги (интерактивная доска)

Прослушивание С.Прокофьев «Дождь и радуга» (музыкальный проигрыватель)

Учитель:  На каком инструменте исполнено произведение? (фортно)

А вы заметили появление радуги в музыке?

Дети: да

Учитель: Какими звуками композитор изобразил дождь?

 Дети: грустно, отрывистыми звуками, как будто капают капли

Учитель: А радугу?

Дети: весело и мелодично

Учитель: Ребята, а с чего начинается дождь? (дети отвечают)

          Конечно, с капелек, затем льет сильно и постепенно заканчивается Ребята, а давайте мы попробуем изобразить дождь, голосом и движениями?! (дети изображают шум воды ртом, стучат по коленкам и хлопают в ладошки).

Вы справились! Молодцы!

         Немного передохнули, а сейчас мы с вами познакомимся с пьесой для фортепиано, композитора Мориса Равеля «Игра воды».

Он говорил, что эта музыка навеяна шумом воды и другими музыкальными звуками, которые слышатся в ручьях фонтанах и водопадах.

          Слушая музыку, вы должны нарисовать карандашами то, что представляете под эти звуки, после чего мы обсудим ваши рисунки и музыку.

 

Прослушивание пьесы М.Равеля «Игра воды»

Учитель: Что вам представилось под эту музыку? (дети обсуждают, показывают свои рисунки и оценивают друг друга)

На каком инструменте исполнено произведение?

Дети: фортепиано

Учитель: Какими звуками композитор изобразил в музыке игру воды?

Дети: как будто слышался звон капель, журчание, переливы воды.

Подведение итогов: Рефлексия:

Ребята, сегодня вы очень активно поработали, теперь оцените сегодняшний урок, для этого у вас на партах есть смайлики, на которых нужно дорисовать «ротик»,  улыбку, равнодушие либо грусть (в зависимости от того насколько понравился урок и насколько вы все поняли)

Выдача домашнего задания.

Музыкальное прощание!     

 

 

Список использованной литературы:

  1. Доржиева Ж.Б., «Распевки», в помощь педагогу по вокалу, с.Оер, 2019 год;
  2. Р.Н.Валиуллина, А.К.Маханова, Н.И.Белан «Музыка» Учебник для 3 класса общеобразовательной школы, Алматы «Атамұра», 2018 год
  3. Смирнов В.В. «Морис Равель и его творчество» Монография.Л.:Музыка, 1981.- 224 с.,нот
  4. https://narodstory.net/pesenki_detskie.php?id=7
  5. https://ru.wikipedia.org/wiki/радуга
  6. https://go.mail.ru/search_images?fm=1&rf=0010&q=8B