Использование активных методов обучения на предметах математики и познания мира при обучении младших школьников

Асафова Лилия Николаевна

Учитель начальных классов

КГУ «Саумалкольская средняя школа №1»

Введение

 

    В XXI веке изменяются цели и задачи образования, так как дальнейшее накопление информации ведет к перегрузке учащихся, и задача педагога заключается не в суммировании знаний, а в вооружении учащегося инструментом. Он находится у обучающегося в его саквояже-компетенции «УМЕТЬ УЧИТЬСЯ». Это можно использовать для получения знаний самостоятельно.

В соответствии с ГПРОН основными направлениями работы по повышению качества образования являются обеспечение равного доступа всех участников образовательного процесса к лучшим образовательным ресурсам и технологиям; удовлетворение потребности учащихся в получении образования, обеспечивающего успех в быстро меняющемся мире; формирование в общеобразовательных школах интеллектуального, физически и духовно развитого гражданина Республики Казахстан. С применением новых подходов обновлённого и эффективного  обучения в практике школы мы можем наблюдать положительный рост самостоятельности учащихся. Данная проблема обучения и воспитания важна и современна как для теории, так и для практики. Актуальность выбранной темы продиктована новыми социальными запросами, предъявляемыми к школе. Она дает возможность раскрыть способности учащихся, подготовить к жизни, к каждому ученику найти индивидуальный подход, сохранить здоровье школьников.  Целью данного пособия является максимально облегчить подготовку к уроку  начинающим педагогам. Таким образом, содержание и методическое построение уроков в данном пособии направлено на решение основных задач:

предметные: развитие связной речи, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование готовности и способности к речевому общению, к самосовершенствованию;

личностные: воспитание гражданственности и патриотизма, уважительного и бережного отношения к культуре, воспитание интереса и любви к родному, государственному и иностранным языкам;

системно-деятельностные: формирование умений наблюдать, опознавать, анализировать, классифицировать, оценивать; развитие умения самоанализа, самостоятельной и продуктивно-творческой деятельности.

На протяжении 4 лет мы используем данные технологии, включая  «101 техника учения», которая, уже по нашим наблюдениям  тесно переплетается с  программами эффективного и обновленного обучения.  Применяемые технологии активных  методов обучения соответствуют требованиям ГОСО, календарному планированию и содержанию учебного предмета, соответствуют данному возрасту и психологическим особенностям учащихся начальных классов.

Мы убедилась, что использование  разных  технологий  повышает эффективность учебно-воспитательного процесса, развивает скорость и гибкость мыслительных операций, уровень познавательной активности детей,  активизируют память, мышление, развивают смекалку. Данные технологии помогают не только повысить качество запоминания и осознания изучаемого материала, но и делают процесс обучения интересным и легким, формируют  творческие способности учащихся. Весь представленный практический материал апробирован с детьми на уроках.

 

Системный подход как методологическая концепция

в самостоятельном принципе обучении.    

 

В Государственной программе развития образования на 2016–2019 годы ключевой акцент сделан на повышение статуса педагога. В Послании народу Казахстана Президент Нурсултан Назарбаев обратил особое внимание на повышение качества педагогического состава, которое требует умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы. Системный подход, как методологическая концепция в качестве своей основы, базируется на самостоятельном принципе в обучении. Он позволяет осуществлять процесс обучения в соответствии с инновационными дидактическими принципами, как взаимосвязь и развитие ребёнка. Возникает возможность изучать не проблему многообразия методов и приёмов обучения, а рассматривать применение методов и приемов, соответствующих разным целям, критериям, особенностям содержания, уровню подготовленности учащихся.  Школьники, сегодня имеют высокий умственный потенциал, но, хорошо владея знаниями, часто не могут применить их в практической деятельности. Одним из эффективных средств решения данной проблемы может стать обновлённое содержание и программа эффективного обучения, способствующие формированию у учащихся начальных классов представления о целостной картине мира. Дети  должны уметь организовать свое обучение при помощи эффективной организации времени и управления индивидуально или в группах. Компетенция включает осознание собственного процесса обучения, потребностей, определение доступных возможностей, умение устранять препятствия для того, чтобы успешно учиться. Это означает приобретение, обработку и ассимиляцию новых знаний и умений, а также стремление. Идеи новых технологий в обучении сегодня особенно актуальны, поскольку способствуют успешной реализации новых образовательных программ. Таким образом, современная школа должна воспитывать готовность человека к «инновационному поведению»: внедрять в процесс обучения современные методики и технологии. Она должна подбираться  таким образом, чтобы каждый ученик был вовлечен в активную учебную деятельность в зоне его ближайшего развития, чувствовал себя в школе комфортно. На смену послушанию, повторению, подражанию приходят новые требования: умение видеть проблемы, спокойно принимать их и самостоятельно решать.

Создавать уроки по новым технологиям очень интересно. И мы остановимся на некоторых технологиях и методах, которые  применяем на своих  уроках.

Программа «Эффективного и обновленного обучения», модуль « Критическое мышление»

Данный модуль предполагает адаптацию сознательного и обдуманного подхода к развитию критического мышления, как учеников, так и учителей.

На базовом уровне процесс критического мышления включает:

– сбор информации;

– оценку и анализ доказательств;

– обоснованные выводы и обобщение;

– пересмотр предположений и гипотез на основе значительного опыта.

       В рамках программы школьники, овладевают различными способами интегрирования информации, учатся вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений, строят умозаключения и логические цепочки доказательств, выражают свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим.

На своих уроках, нами применяются следующие   приемы, стратегии:

1.  Прием «Кластер»

2.  Таблица

3.  Учебно- мозговой штурм

4.  Интеллектуальная разминка

5.  Зигзаг, зигзаг -2

6.  Прием «Инсерт»

7.  Эссе

 

8.  Приём «Корзина идей»

9.  Приём «Составление синквейнов»

10. Метод контрольных вопросов

11. Приём «Знаю../Хочу узнать…/Узнал…»

12. Прием «Рыбья кость»

13. Ролевой проект

14. Да – нет

15. Приём «Чтение с остановками»

16. Приём « Взаимоопрос»

17. Приём «Перепутанные логические цепочки»

 

Программа ««Эффективного и обновленного обучения», модуль «Оценивание для обучения».

 

Критериальное оценивание – инструмент, используемый для обозначения деятельности, направленной на систематическое суммирование результатов обучения с целью принятия решений о дальнейшем обучении. Характерным признаком оценивания является то, что один субъект внимательно наблюдает за тем, что говорит и делает другой, либо в случае самооценивания размышляет о своих собственных знаниях, понимании или поведении. Дети получают возможность контролировать уровень своих знаний, а также у них повышается  мотивация к изучению предмета.

В этом модуле применяются такие стратегии, как:

1.      Прием «Лестница успеха»

2.      Прием «Корзина, мясорубка, мусорный бак»

3.      Прием «Солнечные лучи»

Программа «Эффективного и обновленного обучения», модуль «Информационно-коммуникативные технологии»

Использование ИКТ в преподавании стимулирует обучение учащихся и развивает познавательный интерес к изучению предоставленного материала. Практически на всех уроках нами применяется данная технология. С помощью  ИКТ  применяются презентации, физкультурные паузы, дополнительный материал к урокам. Это даёт возможность учащимся проявить себя.

Программа «Эффективного и обновленного обучения», модуль «Обучение талантливых и одаренных учеников».

Для развития Казахстана очень важно обнаружить таланты и способности учащихся и развить их в процессе обучения. В Программе утверждается идея обучения талантливых и одарённых учеников и выбор дифференцированной стратегии преподавания и обучения, способствующей удовлетворению потребностей всех учащихся. Данная технология даёт возможность ученикам проявить себя, показать скрытые способности.

1.    Работа с проектами

2.    Участие в предметных олимпиадах

3.    Участие в творческих олимпиадах, конкурсах

4.    Подготовка презентаций

Программа «Эффективного и  обновленного обучения», модуль «Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников».

В Программе рассмотрены возможности реализации стратегий эффективного и обновленного  обучения и преподавания. Класс предполагает, что в нём учатся дети одного возраста, но нельзя забывать о том, что у учащихся разный уровень развития, поэтому используются дифференцированные задания.

Программа «Эффективного и обновленного обучения», модуль «Управление и лидерство в обучении».

Этот модуль помогает, как раскрывать управление учителя классом, так и ученика, способного руководить непосредственно группой и умение распределять задачи внутри группы.

Технология творческих мастерских

Мастерская – это технология, в которой ученик может проявить себя как творец. Актуальность технологии заключаются в том, что она может быть использована не только в случае изучения нового материала, но и при повторении и закреплении ранее изученного.

Основные этапы мастерской

Индукция (поведение) – всё то, что побуждает ребёнка к действию. В качестве индуктора может выступать слово, текст, предмет, звук, рисунок, форма – всё то, что способно вызвать поток ассоциаций. Это может быть и задание, но неожиданное, загадочное.

Деконструкция  – ставится проблема и отделяется известное от неизвестного, осуществляется работа с информационным материалом, словарями, учебниками, компьютером и другими источниками, то есть создаётся информационный запрос.

Реконструкция – обсуждается и выдвигается гипотеза, способы её решения, создаются творческие работы: рисунки, рассказы, загадки, Идёт работа по выполнению заданий, которые даёт учитель.

Социализация – на этом этапе ученик учится говорить. Это позволяет учителю – мастеру вести урок в одинаковом темпе для всех групп.

Афиширование – все ученики ходят, обсуждают, выделяют оригинальные интересные идеи, защищают свои творческие работы.

Разрыв – результат этого этапа – инсайт (озарение).

Рефлексия –отражение достижений собственной мысли, собственного мироощущения.

Здоровьесберегающая технология

Организация учебной деятельности с учетом основных  требований к уроку с комплексом здоровьесберегающих технологий:

· соблюдение санитарно – гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота), правил техники безопасности;

· рациональная плотность урока (время, затраченное школьниками на учебную работу) должно составлять не менее 60 % и не более 75-80 %;

· четкая организация учебного труда;

· строгая дозировка учебной нагрузки;

· смена видов деятельности;

· обучение   с учетом ведущих каналов восприятия информации учащимися (аудиовизуальный, кинестетический и т.д.);

· место и длительность применения ТСО;

· включение  в урок технологических приемов и методов, способствующих самопознанию, самооценке учащихся;

· построение урока с учетом работоспособности учащихся;

· индивидуальный подход к учащимся с учетом личностных возможностей;

· формирование внешней и внутренней мотивации деятельности учащихся;

· благоприятный психологический климат, ситуации успеха и эмоциональные разрядки;

· профилактика стрессов: работа в парах, в группах, как на местах, так и у доски, где ведомый, более “слабый” ученик чувствует поддержку товарища; стимулирование учащихся к использованию различных способов решения, без боязни ошибиться и получить неправильный ответ;

· проведение физкультминуток и динамических пауз на уроках;

· целенаправленная рефлексия в течение всего урока и в его итоговой  части.

Технология интегрированного обучения

Интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей, форма проведения уроков нестандартна, интересна. Использование различных видов работы в течение урока поддерживает внимание учеников на высоком уровне.

Уроки по новым технологиям – это живое творчество учителя и учащихся. Важно понять главное: исходя из цели, критериев обучения, объединить отдельные стороны в изучении понятий в единое целое, обеспечивая овладение учащимися аналитико-систематической и самостоятельной деятельностью по углублению понимания учебного материала.

Таким образом, уроки по новым технологиям способствуют:

•     коррекции недостатков и развитию познавательного процесса (обучаемый сравнивает, делает умозаключения, мыслит о данном объекте в разносторонней сфере представлений и понятий);

•     формированию целостного представления об изучаемом материале и рассмотрению его с нескольких сторон, что улучшает качество знаний;

•     воспитанию положительной мотивации к учению;

•     способствует успешной адаптации выпускников в жизни, в обществе.

            

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

 

1. Выготский Л. С. Инновационность и инновационное образование / Выготский Л. С. – К.: Грамота, 2010.

2. Грищенко Н.В. Интегрированные уроки – одно из средств привития интереса к учебным предметам / Грищенко Н.В. – К.: Начальная школа, 2005.                                                                          

3. Гин А.А. Приёмы педагогической техники; Свобода  выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность. -М:Вита-Пресс,2005.

4. Рудик Г.А. Культура умственного  труда  или 101техника  учения. Рудик Г.А.       профессор доктор педагогических наук, кандидат технических наук, PhD

5. Программа «Эффективное обучение» Руководство для учителя.     Центр педагогического мастерства АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы»  2016г.

6. Руководство для учителя по обновлённому обучению. Центр педагогического мастерства АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы 2016 г.