Инновационные технологии в медицине

Досбергенова Карлыгаш Инербаевна

Преподаватель специальных дисциплин

КГП на ПХВ «Павлодарский медицинский высший колледж»

Инновация это процесс внедрения нового в различные сферы деятельности, производства и промышленности. С развитием медицинской науки возрастает роль среднего медицинского персонала в системе здравоохранения. Для ухода за пациентами необходимо осваивать все более сложные медицинские и технические знания и овладевать новыми навыками, а также совершенствовать уже приобретенные.

Перемены, реформы, нововведения, инновации, которые обычно возникают в ответ на изменения во внешнем мире – экономические, социальные, технические, культурные. Любые инновации подразумевают структурные изменения в лечебном учреждении, изменения технологий и методов работы, реорганизацию финансово-экономических отделов, изменения в кадровом составе, что ведет к изменению не только вида деятельности лечебного учреждения, но и его типа и статуса (эти изменения происходят как на уровне врачебного, так и на уровне сестринского звена).

Термин «инновация» происходит от латинского слова «innovato», что означает обновление или улучшение. Этот термин можно понимать как особую культурную ценность материальную или нематериальную, которая в данное время и в данном месте воспринимается как новая.

Инновация это процесс внедрения нового в различные сферы деятельности, производства и промышленности (в том числе в здравоохранение и в частности в сестринское дело). Этот процесс непосредственно связан с научно-технической революцией, которая предполагает существенные изменения в эффективно развивающихся лечебно-профилактических учреждениях каждые 4-5 лет.

Процесс внедрения нововведений в медицинских учреждениях осуществляется в следующих случаях:

• введение новой медицинской услуги;

• внедрение нового метода предоставления медицинской услуги;

• открытие нового рынка (ниши), на котором данная услуга ранее не была представлена;

• завоевание новых поставщиков медицинского оборудования, медикаментов и медицинского инструментария, перевязочного материала и т. д.;

• внедрение новой организационной структуры или реорганизация лечебного учреждения или, наоборот, ее ликвидация. Синонимом термина «инновация» выступает термин «нововведение», трактуемый в отечественной и зарубежной литературе в большинстве случаев, как внедрение технических или иных новшеств в производственный процесс либо хозяйственную систему, а также как освоение новой техники, новых услуг, улучшение методов организации и управления.

Эффективное развитие системы здравоохранения в значительной степени зависит от состояния профессионального уровня и качества подготовки, рационального размещения и использования среднего медицинского персонала, как самой объемной составляющей кадрового ресурса здравоохранения. В современной системе здравоохранения сестринское дело остается важнейшей составной частью, располагающей значительными кадровыми ресурсами.

С развитием медицинской науки возрастает роль среднего медицинского персонала в системе здравоохранения. Для ухода за пациентами необходимо осваивать все более сложные медицинские и технические знания и овладевать новыми навыками, а также совершенствовать уже приобретенные.

Во всем мире инновационная деятельность в сестринском деле рассматривается как основа ежедневной практики, направленная на повышение качества ухода за пациентами и снижение стоимости услуг системы здравоохранения. Потребность в инновационных решениях очень высока, так как именно сегодня системы здравоохранения борются за обеспечение доступных, безопасных и эффективных услуг при одновременном сдерживании роста их себестоимости.

Если инновационный процесс не подкреплен соответствующей материальнотехнической базой и не имеет финансового обеспечения ожидать реального использования новшества проблематично.

Внедрение инновационных технологий в полном объёме возможно: при осознании обществом ценности сестринской помощи, нормированию сестринской деятельности, снижении нагрузки на палатную медицинскую сестру, введении дополнительных штатных должностей, создании нормативной базы по сестринскому делу.

 

 В Республике Казахстан разработан комплексный план развития сестринского дела до 2020 года в соответствии с Кодексом Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения», Государственной программой развития здравоохранения Республики Казахстан «Саламатты Қазақстан». 

Тенденции развития сестринского дела значительно усиливают роль медсестры в современной системе здравоохранения. В настоящее время современные теории сестринского дела, основанные на научном подходе и доказательных практиках, представляют медсестру в качестве равноправного партнера врача, который принимает самостоятельные сестринские решения, планирует и осуществляет доказательный сестринский уход, отражая его в сестринской документации. Сейчас партнерство врача и медсестры заключается в том, что врач оказывает пациенту врачебную помощь, а медсестра – сестринскую помощь, работая в рамках мультипрофессиональной команды специалистов здравоохранения для повышения эффективности качества медицинской помощи на всех уровнях системы здравоохранения.

Именно поэтому во всем мире специалисты сестринского дела в настоящее время проходят подготовку не только на уровне базового технического и профессионального образования, но также и в рамках бакалавриата, магистратуры и докторантуры по сестринскому делу.

Для Казахстана развитие системы сестринского дела означает его развитие на всех уровнях образования, контроль качества образования на уровне международных стандартов, внедрение в практику института специалистов сестринского дела с разными должностными позициями соответственно уровню образования. Наряду с реформированием сестринского образования, предполагается внедрение новых механизмов функционирования медицинских организаций с равноправными врачебными и сестринскими организационными структурами, введение регистра специалистов сестринского дела и сестринской документации, внедрение инновационных сестринских технологий, развитие современных сестринских доказательных практик, фундаментальной и прикладной сестринской науки, перераспределение и четкое разграничение функциональных обязанностей между врачами и медсестрами разных уровней.

 

                Основными видами профессиональной деятельности медицинской сестры являются:

– обеспечение сестринского ухода за пациентом с целью:

– освобождение от болезни;

– восстановления  здоровья

– возможности обеспечения достойной жизни при наличии неизлечимой болезни, увечья;

– сохранение здоровья и профилактика заболеваний;

– оказание неотложной помощи.

          При этом каждый вид деятельности требует определенных знаний, владения манипуляционной техникой, ведения учетно-отчетной документации, обучения пациента и его родственников, контроля и анализа результатов.

         Особенностью влияния деятельности медицинской сестры на качество жизни пациента заключается в том, что изменение качества жизни является не столько результатом уже оказанной помощи, сколько возникновением позитивных (или негативных) сдвигов в процессе оказания сестринской помощи.

Особенностью влияния деятельности медицинской сестры на качество жизни пациента заключается в том, что изменение качество жизни пациента заключается в том, что изменение качества жизни является не столько результатом уже оказанной помощи, сколько возникновением позитивных (или негативных) сдвигов и процессе оказания сестринской помощи.

             На сегодняшний  день оценка качества медицинской  (в том числе и сестринской) помощи должна проводиться по совокупности следующих основных критериев:

– эффективность – степень достижения желаемого результата;

– экономичность – достижение результата при оптимальном соотношении затрат и получаемых результатов;

– приемлемость- соответствие оказанной помощи ожиданиям пациента;

– справедливость – достижение общедоступности медицинской помощи.

         Однако достижение высокого качества невозможно без принципиального изменения системы организации и руководства здравоохранения, или, иначе говоря, менеджмента.    

 

 

 

Список использованной литературы

1. З.Е. Сопина, И.А.Фомушкина, Э.О.Костюкова  «Современная методология сестринского дела»: Учебное пособие для медицинских училищ и колледжей, 2009. С.64.

 

2. Информация всемирной сети Internet.