Гласные после шипящих. Правописание жи-ши

Кухтина Лариса Владимировна

Учитель начальных классов

КГУ Средняя школа № 43 имени Габита Мусрепова

Цель: ознакомление с правописанием сочетаний жи-ши;

Задачи:

-формировать у учащихся навыки правописания сочетаний ЖИ – ШИ;

-закрепить навыки определения мягких и твёрдых согласных и гласных в словах, умение чётко выражать свои мысли, умение работать в группе и самостоятельно;

 

-совершенствовать умения детей составлять небольшие тексты по опорным словам, рисункам;

 

-развивать умение оформлять предложения на письме, видеть орфограммы и подбирать проверочное слово;

-развивать устную и письменную речь, мышление, внимание и память детей;

-воспитывать чувство коллективизма, трудолюбие, уважение друг к другу.

Методы: частично-поисковый, репродуктивный, словесный, наглядный, практический.

Оборудование: учебник, таблицы, мультимедийная доска, презентация, наглядный материал.

Ход урока:

1. Организационный момент.

-Ну – ка, проверь дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте?

Всё в порядке?

Ручка, книжка и тетрадка?

А ещё проверьте, дети

Есть линейка? Карандаш

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

-А зачем нам нужен порядок на рабочем месте? Зачем нужно правильно сидеть?

2. Формулирование цели и задач урока.

-Я хочу вам показать сегодня необычный цветок. Который вырос у меня. Он похож на волшебный   цветик-семицветик: у него 7 разноцветных лепестков. На каждом лепестке есть задание, которое необходимо выполнить. Давайте попробуем отрывая лепесток за лепестком, выполнить все задания.

3. Актуализация знаний.

Итак, Маша, выбирай любой цвет.

ЖЕЛТЫЙ: ПОВТОРЕНИЕ.

-Давайте с вами повторим все темы, которые уже изучили. Для этого, каждый из вас задаст вопрос любому однокласснику. Никита, начнем с тебя!

КРАСНЫЙ: Определи тему урока

-Для этого каждая группа прочитает слова на карточке, постарается найти лишнее слово и объяснить .

1 КРЫШИ, СТРИЖИ, КУЧА, ЕЖИ

2 ЖИЗНЬ, ЩАВЕЛЬ, КАМЫШИ, ЭТАЖИ

3.ГРУЩУ, ЖИВЁТ, ЖИРАФ, СНЕЖИНКИ

4. МАЛЫШИ, УЖИ, ОЧКИ, МОРЖИ

5. ЖИТЬ, МЫШИ, СОБАКА, МАШИНЫ

-Молодцы! Значит написание каких орфограмм мы будем сегодня изучать? Какова тема нашего урока? А чтобы веселее было работать дальше, проведём фонетическую зарядку (чистоговорки):

ЖИ-ЖИ-ЖИ-В ЛЕСУ ЖИВУТ ЕЖИ

ШИ-ШИ-ШИ-В КОРОБКЕ ЕСТЬ КАРАНДАШИ

-Какой звук слышится много раз в первой строчке? Во второй? Что вы знаете про эти звуки? Что можете сказать про сочетания ЖИ-ШИ?

4. Изучение нового материала.

Почему же после [ж] и [ш] написана буква и?

Послушайте :

Жили-были на свете шипящие Ж и Ш, а неподалеку жили гласные И и Ы. И вот однажды решили буквы поиграть в прятки. Выпало водить шипящим. Спрятались Ы да И в укромные места. Шипящие во все щели заглянули, хорошо ищут, шуршат кругом – нашли веселую и добрую букву И.

Вот только никак не могут найти вредную Ы. Искали-искали, с ног сбились – до вечера проискали. И вот, спотыкаясь, обиженные, усталые, голодные, решили пойти домой. Проходят мимо домика буквы Ы и видят, что она как ни в чем не бывало сидит, телевизор смотрит, пьет чай с пряниками. Обиделись шипящие, с тех пор у них и дружба врозь. Никогда не стоят они вместе, а дружат только с буквой И.

-Давайте все вместе громко повторим:

Жи-ши, жи-ши

Только с И всегда пиши!

Физминутка

Раз – руки вверх махнули

И при том вздохнули

Два – три нагнулись. пол достали

А четыре – прямо встали и сначала повторяем.

Воздух сильно мы вдыхаем

При наклонах выдох дружный

Но колени гнуть не нужно.

Чтобы руки не устали,

Мы на пояс их поставим.

Прыгаем как мячики

Девочки и мальчики.

5. Закрепление. Работа над развитием речи.

А сейчас откройте свои тетради и запишите эти буквосочетания.

– Теперь послушайте рассказ о дружбе “Синие листья” (В.А. Осеева) и ответьте на вопрос: почему листья синие?

 

У Кати было два зелёных карандаша. А у Лены ни одного. Вот и просит Лена Катю:

 

– Дай мне зелёный карандаш. А Катя и говорит:

 

– Спрошу у мамы.

 

Приходят на другой день обе девочки в школу. Спрашивает Лена:

 

– Позволила мама?

 

А Катя вздохнула и говорит:

 

– Мама-то позволила, а брата я не спросила.

 

– Ну что ж, спроси ещё у брата, – говорит Лена.

 

Приходит Катя на другой день.

 

– Ну что, позволил брат? – спрашивает Лена.

 

– Брат-то позволил, да я боюсь, сломаешь ты карандаш.

 

– Я осторожненько, – говорит Лена. – Смотри, – говорит Катя, – не чини, не нажимай крепко, в рот не бери. Да не рисуй много.

 

– Мне, – говорит Лена, – только листочки на деревьях нарисовать надо да травку зелёную.

 

– Это много, – говорит Катя, а сама брови хмурит. И лицо недовольное сделала.

 

Посмотрела на неё Лена и отошла. Не взяла карандаш. Удивилась Катя, побежала за ней:

 

– Ну, что ж ты? Бери!

 

– Не надо, – отвечает Лена. На уроке учитель спрашивает:

 

– Отчего у тебя, Леночка, листья на деревьях синие?

 

– Карандаша зелёного нет.

 

– А почему же ты у своей подружки не взяла?

 

Молчит Лена. А Катя покраснела как рак и говорит:

 

– Я ей давала, а она не берёт.

 

Посмотрел учитель на обеих:

 

– Надо так давать, чтобы можно было взять.

-О чем говорится в этом рассказе?

-Кто является его героем?

-Почему листья оказались синими?

-Может ли такая ситуация случиться в нашем классе?

-Кто может пересказать этот  рассказ?

6. Итог урока.

-С какой темой мы познакомились?

-Что нового вы узнали?

-Как пишутся буквосочетания жи –ши?

 

 

Список использованной литературы:

1.     Беседы с учителем: 1 класс: Книга для учителя / Под ред. Л.Е. Журовой. – М.: Вентана-Граф, 2007. – (Начальная школа ХХΙ века).

2.     Климанова Л.Ф. «АБВГДейка»

3. / Практика: Пособие для учителя  2009. (Вкладка к журналу «Начальная школа» № 10).

4.Учебник: «Букварь» для 1 класса четырёхлетней начальной школы (авторы Журова Л.Е., Евдокимова А.О.).

 

5.Новикова Л.И. Дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения //    Начальная школа. – 2002. –  №1.