Это Я (интегрированный урок ИЗО и самопознания для учащихся 3 классов)

Ирина Анатольевна Рыжкова

 Учитель самопознания,

КГУ Саумалкольская средняя школа №1

Ценность: истина

Качества: доброта, интерес к самому себе, своему внутреннему миру. 

Цель:  расширение представлений учащихся об общечеловеческой ценности Истина через интеграцию творческих заданий по ИЗО и самопознанию, формирование позитивного образа собственного «Я».

 

Задачи:

·         дать представление об индивидуальности человека и его общности с другими людьми; 

·         способствовать стремлению к самовыражению своего личностного «Я» и осознанию принадлежности к окружающему миру; 

·         расширить представление учащихся о жанре портрета, способах  рисования портрета.

  • развивать глазомер, мышление, воображение, художественный вкус.

 

1.Деление класса на группы (на 4 листах бумаги свечой пишутся имена детей, которые раскрашиваются  красками.  Проявляются имена. В соответствии  с ними дети рассаживаются по группам)

2. Позитивный настрой «Свет»

3.  Сообщение темы  и цели урока.

Человек – это удивительное создание, которое в самом себе хранит много нераскрытых тайн. Вспомните, порой, мы сами не всегда можем понять себя, свой характер. В разных ситуациях, в общении с разными людьми мы ведем себя по-разному. И окружающие нас люди воспринимают нас каждый по-своему. Очень важно, дети, знать одно правило: для того, чтобы жить в гармонии с окружающим миром, нужно, прежде всего, разобраться в себе, определить, кто ты? Какой ты? Какая тайна заключена в тебе?

– Сегодня на уроке мы будем стремиться узнать и познать тайну, связанную со своим «Я», раскроем понятие «внутренний мир человека»  и  научимся писать свой автопортрет. Итак, тема урока «Это Я»

4. Упражнение «Это Я» заполнение таблички

 

Это – я, когда…

Нарисуй как ты выглядишь, если …..

мне грустно

 

 

Мне грустно, когда …

удивлен

 

 

 

Я удивился, когда

мне радостно

 

Мне радостно, когда…

 

сержусь

 

Я сержусь, когда….

 

Схема   ( контур человека, вокруг прикрепляются таблички «Мысли», «Чувства», «Настроение», «Эмоции»

– Всё это составляет внутренний мир человека  и выражается в его поступках, делах и  увлечениях.

5. Разминочка «Художник-фантазёр» 

Педагог предлагает ребятам представить себя на минутку художниками – мысленно взять в руки кисть и палитру и в воздухе перед собой (на воображаемом листе бумаги) нарисовать… Далее педагог читает стихотворение, по ходу жестами изображая действия.

Я художник – просто чудо! 
В руки кисть беру и краски. (движет рукой с воображаемой кистью) 
Рисовать сейчас я буду 
Замечательную сказку! 
Вот огромный купол неба. (размашистые круговые движения воображаемой 
кистью на воображаемом листе) 
Вот на нем кружочек солнца 
И оранжевого цвета 
От него отходят кольца! («рисует» солнце, лучи, кольца света) 

А теперь рисую звёзды.

Небо в звёздах – красота!

Может быть в моём сердечке

Светит яркая звезда?

6. Упражнение «Я уникальный!»

Вы знаете, а ведь действительно в самой-самой глубине каждого из нас скрывается  неповторимая и чудесная звезда, которая отличает нас от других. И мы несём её в своей душе, и она делает нас уникальным и неповторимым человеком. Давайте разыщем свою звезду.
Опишите свою самую яркую, большую звезду (черта характера). ( дети выбирают качество характера  и приклеивают к большой звезде)

 Рефлексия упражнения

– Кто желает познакомить нас со своей звездой?
– Чем помогает тебе твоя звезда?
– А кто видит другую звезду в этом человеке?

– Сейчас я расскажу вам притчу о художнике, который умел видеть в других людях то, чего даже они сами не замечали в себе.

7. Притча о художнике

Жил на свете художник, который имел дар видеть и запечатлевать прекрасное.
Его умение видеть красоту – удивляло людей! Люди, которые жили рядом, смотрели на то же – и не замечали, что это – ПРЕКРАСНО!

Художник этот был Великим Мастером КРАСОТЫ! Он прикасался взглядом души к тому, что видел, – и изображал этот прекрасный миг на своих полотнах. И тогда – происходило чудо: незаметная прежде КРАСОТА – становилась явной для каждого, кто смотрел на картину художника!

Однажды он взялся за портрет худенькой и неприметной девушки, которую прежде никто не считал красивой. И сама она тоже стеснялась себя и всегда смущённо прятала глаза…
«Столь некрасива, худа… – а ты её рисовать задумал!», – говорили художнику люди.
Но художник никого не слушал и рисовал.
И тонкость, и грация, и нежный овал лица, и глубина чуть – чуть смущённых глаз – вдруг ожили на полотне, создавая прекрасный образ.

И девушка смотрела, чуть дыша: «Не может быть, что это я… 
Так хороша картина!»
«Я только зеркало! – с улыбкой художник отвечал, – 
Тебе я красоту души твоей всего лишь показал! 

И женщину он старую увидел – и её портрет стал он рисовать. И удивлялись люди: что в такой старухе он нашёл?
А художник – он каждую морщинку на руках её – как летопись писал. И были в летописи той слова о жизни долгой и непростой, о доброте, и о любви, о детях, вскормленных душевною заботой, о внуках…И засияли лучики из глаз – в них свет струился к людям.

И на портрете том – любовь, и мудрость, и покой – вещали людям о жизни доброй, о душе
Большой! И в восхищенье – замирало множество людей перед картиной той! И обнимала их любовь души прекрасной – как нежная вечерняя заря…
Художник так всё то отобразил, что в почтенье перед старой женщиной склонились люди…

Беседа по вопросам:

– Какой дар имел художник?

– Что увидел художник в худенькой и неприметной девушке?

– Что же художник нашёл в старой женщине?

– Как вы понимаете фразу «Портрет – зеркало души?»

8.Теоретическая часть.

9.Практическая работа.

10. Вернисаж.

11.Итог урока.

– И хотя каждый из нас неповторимый и уникальный человек, нас многое объединяет. Назовите ( дружба, любовь, знания, игры, веселье, общие дела, увлечения …)

Человек – как звезда рождается, чтоб светлее стала Вселенная…..