Доклад «Выявление и психологическое сопровождение одаренных детей»

Клименко  Елена   Николаевна

Педагог-психолог

КГУ «Саумалкольская средняя  школа № 1»

Кудрявый мальчик старательно рисовал угольком огромного петуха на белой стене дома. 
– Ах, негодник! – раздался крик матери. Мальчик вскочил и удрал. Вечером отец дал сыну разноцветную краску, и петух стал настоящим красавцем.  – Уголь не смоешь, так пусть уж картинка будет, – сказал довольный отец.
Мальчик умел рисовать красивые картинки,  отец отдал сына в ученики к сапожнику.
Через месяц сапожник привел ученика домой и показал родителям лакированный черный сапог. На голенище сапога была пришита аппликация красной птицы из кожи. 
– Полюбуйтесь, что сделал этот мальчонка! – закричал сапожник. 
– Как красиво! – ахнули родители. 
– Это парадные сапоги для офицера. Как он будет выглядеть на параде с красными птицами на сапогах, – сердито объяснил сапожник и ушел. 
Тогда отец отдал сына в ученики к портному. Все опять повторилось. Мальчик вышил красочного павлина на сером костюме, приготовленном для учителя. 
За непрошенные художества мальчика прогнали и плотник, и гончар.  Однажды возле дома мальчика остановилась повозка. Господин, выглянув из окна, спросил: 
– Кто нарисовал этого чудесного петуха? 
Позвали мальчика. Господин пожал ему руку и сказал: 
– Поздравляю, у тебя большой талант. Я художник, хочешь стать моим учеником? 
– Больше всего на свете хочу! – закричал мальчик. 
– Спасибо вам,  все его из учеников выгнали: и портной, и сапожник, и плотник. Мы думали, он ни к чему не способен, – пожаловалась мать. 
– Огонь в бумагу не завернешь, – смеясь, сказал господин и пригласил мальчика в повозку

                                      

Человечество всегда пыталось разгадать тайну появления незауряд­ных личностей. Начиная с античности и вплоть до XIX века полагалось, что выдающиеся способности – это дар. Причем гениями (от лат. genius – дух) считали только тех, кто проявил себя в искусстве. Однако, несмотря на понимание сверхспособностей практически все выдающиеся философы прошлого, размышлявшие над этой загадкой (Платон, Аристотель, И. Кант и др.), ука­зывали также и на важность в развитии способностей образования, воспи­тания и других средовых воздействий.

С XIX века начинаются практические исследования людей с выдаю­щимися способностями. Ученые предпринимают попытки найти истоки одаренности уже во вполне «земных» явлениях, а именно, во врожденных особенностях человека.

Одна из первых теорий – френология (основатель – немецкий врач Ф. Галль) появилась на рубеже XVIIIXIX вв. Ее сторонники полагали, что поскольку все психические свойства локализуются в мозге, то по форме че­репа можно судить и о степени развития определенных способностей. В ча­стности. предполагалось, что высокоинтеллектуальных людей отличает высоколобие (пропорции красоты заданы еще древними греками: в норме лоб должен составлять одну третью часть лица). Сторонники френологии в сво­их исследованиях даже взвешивали и сравнивали головной мозг разных лю­дей. Выяснилось, что самый тяжелый и большой мозг был у человека пси­хически неполноценного, а люди по-настоящему талантливые часто имели очень скромный объем этого органа. После ряда международных скандалов, когда оказалось, что мозг некоторых общепризнанных деятелей весит зна­чительно меньше нормы, это учение стало распадаться.

Значительный вклад в изучение проблемы способностей внес вы­дающийся английский ученый Ф. Гальтон. Именно он первый предложил измерять интеллект в баллах: считать интеллект нормального человека за 100, идиота – за 0, а гения – за 200 баллов. Позже эти числа вошли в формулу расчета «коэффициента интеллекта», который психологи поль­зуются по настоящее время.

Несмотря на  известные  научные  доказательства насле­дования таланта, до сих пор в обыденном сознании присутствует во мно­гом устаревший, упрощенный взгляд на одаренность: «Яблоко от яблони недалеко падает», «Талант себе дорогу всегда пробьет» и под.

Многие ученые того времени отождествляли одаренность с умст­венной способностью приспособливаться к новым требованиям, задачам и условиям жизни. Такой подход к изучаемому понятию предполагал включение в одаренность всей системы познавательных процессов. Со­ответственно и методы диагностики были направлены на измерение уровня развития психических процессов.

С середины XX столетия в зарубежной педагогике и психологии ста­ли появляться новые исследования феномена одаренности. Достижения в области исследований творческих способностей позволили наполнить это понятие новым смыслом. Стало совершенно ясно, что даже очень вы­сокий уровень интеллекта не гарантирует творческих достижений, а про­явление самого феномена одаренности зависит не только от природных за­датков (как ранее утверждали зарубежные авторы), а и от сенсорных и мыслительных систем, личностных характеристик и др. Различные иссле­дования американских и английских ученых (Дж. Гилфорд, Г Груббер. К Тейлор и др) привели к пониманию многогранности процесса одарен­ности и ее интегральной структуры, к тому, что источниками одаренности являются и природные, и культурно-средовые факторы 

Форма проявления одаренности: явная и скрытая Явная одаренность обнаруживает себя в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо (как бы «сама по себе»), в том числе и при неблагоприятных условиях.  Достижения ребенка столь очевидны, что его одаренность не вызывает сомнения. Скрытая одаренность проявляется в  за­маскированной форме, она не замечается окружающими В результате возрастает опасность ошибочных заключений об отсутствии одаренности такого ребенка Его могут отнести к числу «неперспективных» и лишить необходимой помощи и поддержки Нередко в «гадком утенке» никто не видит будущего «прекрасного лебедя», хотя известны многочисленные примеры, когда именно такие «неперспективные дети» добивались высо­чайших результатов.

Пример: по статистическим  данным  около 30 % отчисляемых из школ (за неспособность, неуспеваемость и даже глупость) составляют дети одаренные и сверходаренные. Такие дети обладают не школьной одарённостью – это способностью к обучению, овладению уже имеющегося материала, быстрым усвоением материала. Они материал пропускают через себя, всё видят через свою призму, и если не согласны, то не могут усвоить. Им сложнее выучить, чем придумать.  Так,  Альберт Энштейн, например, был весьма посредственным учеником, был исключён из академии за академическую неуспеваемость по древним языкам. Потом он дважды поступал в высшую политехническую школу в Цюрихе. Экзаменаторов и учителей поражала его медлительность, в нём не было той искорки сверкания ума, которую так привыкли считать за признак одарённости.   Чарльза Дарвина все считали глупым и предрекали незавидное будущее.  

В настоящее    время  одной   из приоритетных   социальных задач   государства  и общества является – создание условий, обеспечивающих выявление и развитие способных и одаренных детей, реализация их потенциальных возможностей.

Виды  одаренности

 Общая интеллектуальная и академическая ода­ренность: для детей с интеллектуальной одаренностью главным вы­ступают: быстрота овладения основополагающими понятиями, легкость запоминания и сохранения информации Высоко развитые способности переработки информации позволяют им преуспевать во многих областях знаний Дети с академической одаренно­стью могут показать высокие результаты по легкости и быстроте продви­жения в математике или иностранном языке, физике или биологии, но ино­гда иметь низкую успеваемость по другим предметам, которые восприни­маются ими не так легко. 

Творческая одаренность: способность продуцировать, выдвигать новые идеи, изобретать,  способностью блестяще исполнять, использовать то, что уже создано.

Социальная одаренность: это исключительная способ­ность устанавливать зрелые, конструктивные взаимоотношения с другими людьми. Эти особенности позволяют быть лидером, то есть проявлять лидерскую одаренность, которую можно рассматривать как од­но из проявлений социальной одаренности.

По величине успеха различают три грани или три уровня одаренности:

  • способности
  • талант
  • гениальность

Способный – блестяще копирует по готовому образцу, талантливый – создает новое, оригинальное,  гениальный – генерирует принципиально новые идеи, опрокидывающие общепринятые представления.

 Особенности  личности  одаренных детей

·         способны заниматься несколькими делами сразу, например, следить за двумя или более происходящими вокруг событиями.

·         рано начинают классифицировать и категоризировать поступающую к ним информацию и собственный опыт, с удовольствием отдаются коллекционированию.

·         имеют большой словарный запас,  с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают новые слова и понятия.

·         способны длительное время (до нескольких часов) концентрировать свое внимание на одном деле, он буквально погружается в свое занятие, если оно ему интересно.

·         присуще сильно развитое чувство справедливости, они одинаково сильно реагируют на далекие проблемы, увиденные по телевизору, и на испытанную лично несправедливость со стороны окружающих.

·         характерны преувеличенные страхи, поскольку они способны вообразить себе множество опасных последствий какого-либо события.

·         чрезвычайно восприимчивы к неречевым проявлениям чувств и эмоций окружающих их людей и весьма подвержены молчаливому напряжению, возникающему вокруг них.

·         часто негативно оценивают себя,  что вызывается социальным неприятием их со стороны сверстников.

·         отличаются разнообразием интересов, что порождает склонность начинать несколько дел одновременно или браться за слишком сложные задачи.

·          часто раздражают сверстников и окружающих людей привычкой поправлять других и всегда считать себя правыми.

·         не имея друзей среди сверстников, он начинает дружить с взрослыми людьми.

 

Диагностика детской одаренности

Одна из сложнейших задач, которая стоит перед учителем и другими специалистами, сопровождающими детство, заключается в выявлении (или диагностике) одаренного школьника.

В настоящее время предлагается довольно разнообраз­ный инструментарий для выявления одаренности. Однако следует помнить, что любая методика строится на определенном теоретическом фундаменте. Все сущест­вующие сегодня методики относительны, каждая из них имеет как достоин­ства, так и ограничения, которые можно в какой-то мере преодолеть,  только используя их комплексно.

К ведущим методам диагностики одаренности относятся:

    наблюдение,

   тестирование,

   анкетирование (как взрослых, знающих ребенка, так и его самого)

    организация различных интеллектуальных и предметных олимпи­ад, конференций, спортивных соревнований, творческих конкурсов, фес­тивалей, смотров и т.п.

Одна из возрастных закономерностей раз­вития состоит в том что: чем младше ребенок, тем быстрее скорость его развития. Также   следует помнить об относительности выявленных значений: высокие значения далеко не всегда свидетельствуют о высоком уровне одаренности (например, высокие показатели по тесту интеллекта могут демонстрировать высокий уровень обученности и социализации ребенка, а не собственно интеллектуальную одаренность), и, наоборот, низкие значения выявленного показателя не являются доказательством его отсутствия. 

Наблюдаемые признаки представляют собой обобщенный психологический портрет одаренного ребенка. Не обязатель­но у каждого из таких детей должен быть их полный набор. Но если учи­тель замечает хотя бы несколько признаков из данного списка – это уже серьезный повод более внимательно присмотреться к ученику.

Тестирование. Этот метод состоит в измерении  интеллекта и креативности. Педагогу следует относиться к результатам тестирования  как к еще одному источнику информации о ребенке.  Результаты диагностики во многом за­висят от актуального функционального состояния школьника – его на­строения, усталости, присутствия посторонних наблюдателей и др., хотя это только некоторые из проблем, которые делают итоги тестирования от­носительными.

Анкетирование. Данный метод очень распространен среди учителей в силу экономичности его проведения и обработки данных. Сего­дня  существует большое разнообразие опросников. При этом одна из основных проблем анке­тирования проблема получения достоверной информации. Ученикам сле­дует предлагать опросники только начиная с подросткового возраста, по­скольку ответы на вопросы предполагают определенный уровень развития  самосознания, каковых еще нет в младшем школьном возрас­те. Основной же проблемой анкетирования взрослых является субъекти­визм восприятия. Чтобы получить более достоверную информацию о ре­бенке следует придерживаться такой процедуры: определенный опросник относительно одного и того же школьника заполняют несколько взрослых (родители, учителя и др.), а выводы делаются на основании усредненных показателей.

Анализ продуктов деятельности. Продукт деятельно­сти ребенка (рисунки, сочинения, выступления и т.п.) может в полной мере оценить только специалист  предметник.  Школьный пси­холог не должен  делать заключения о наличии у ребенка одаренности. Задача взрослых заключается в том, чтобы направить ребенка к соответст­вующему профессионалу: предполагается музыкальная одаренность – об этом должен судить музыкант и т.п.

 

Особенности учебной деятельности одаренных школьников диктуют и ряд специфических требований к поведению учи­теля. Учителю важно не только разбираться в особенностях психологии данной категории учеников, но также демонстрировать во взаимодействии с ними следующие качества.

Рекомендации:

·         быть доброжелательным и чутким;

·         иметь высокий уровень интеллектуального развития;

·         иметь широкий круг интересов и умений;

·         иметь живой и активный характер;

·         обладать чувством юмора (но без склонности к сарказму);

·         проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию;

·         обладать хорошей жизнестойкостью.

Учитель  должен быть, прежде всего, уверенным в себе. Это качество обеспечивает способность продуктивно и доброжелательно реагировать на критику и на все те острые моменты, которые возникают во взаимоотношениях.  В работе помимо использования игр, развивающих креативность, должен  создать такой специфический микроклимат, который уже сам по себе будет поощрять проявление творческих способностей учащих­ся. Для создания такого микроклимата педагогу следует руководствоваться определенными правилами поведения

1. Избегать группового давления и зависти – это не только вызывает напряженность во взаимоотношениях, но и приводит к боязни чем-то выделиться. Стимулирует новаторское мышление только доброжелательная атмосфера.

2  Стараться избегать самим негативных оценок ребенка и предот­вращать их со стороны одноклассников.  С первого взгляда многие новые идеи кажутся смешным  или пустыми.  

3  Одобрять полную разработку и реализацию идей, так как настоя­щую значимость любая идея приобретает только на практике.

4  Поощрять стремление детей задавать вопросы и самостоятельно искать на них ответы. Реакции, препятствующие проявлению креативно­сти, выглядят примерно так: «Это не наше дело», «Это относится совсем к другой теме», «Это вы будете изучать на следующем уроке» и т.п.

5. Стремиться избегать подсказывающих вопросов, т.е. таких, кото­рые предполагают однозначные ответы типа «Да» или «Нет».

6. Не предлагать детям слишком быстрых путей решения интере­сующей их проблемы. Чтобы стимулировать самостоятельность мышле­ния. 

7. Позволять делать ошибки. Даже неверные решения важны, так как это про­дукт собственной активности ребенка и ценный опыт.

8. Критиковать только конструктивно, т.е. признавая и одобряя лич­ность ученика в целом, начиная замечания с признания достоинств и силь­ных сторон. Такая конструктивная критика воспринимается позитивно и не приносит вреда.

9. Одобрять необычные мысли, оригинальные идеи и т.п. Расширьте оценочную шкалу, которой пользуетесь по отношению к результатам дея­тельности детей.

10.Показывать ценность детского интеллектуального творчества, значимость поиска решений, смелости догадки через такие формы как вы­ставки, публичные поздравления и др.

Отношение педагога к ребенку имеет много аспектов, одним из ве­дущих среди которых является мнение учителя. Это мнение должно быть максимально позитивным, в нем должны быть отражены оптимистиче­ские перспективы будущих возможностей ребенка. Здесь действует меха­низм, называемый в психологии  –  «материализацией мыслей».

Силу влияния мысли педагога на успехи учащихся показывает сле­дующий эксперимент. В одном из английских университетов для организации дифференцированного обучения первокурсников традиционно делили на два потока: «способных» и «не очень». Однажды произошла компьютер­ная ошибка и эти списки были перепутаны. Ошибку обнаружили только спустя полгода. Каковы оказались ее последствия? Коэффициент умствен­ного развития «способных» студентов сильно уменьшился, потому что с ними обращались как с  плохо обучающими­ся. Зато у «не очень» дела шли прекрасно. В этом случае обращает на себя внимание тот короткий срок, за который произошли изменения и то, что они произошли у взрослых людей. Можно только представить какой  возможен результат  в более младшем возрасте через позитивное мнение о ребенке и веру в него со стороны заинтересованных взрослых.

Система сопровождения одаренных учащихся   образовательного  учреждения   включает в себя решение следующих задач:

– выявление одаренных учащихся на данном возрастном этапе;

– предупреждение возникновения проблем развития ребенка;

– помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: формирование адекватной самооценки, мотивационно – смысловой установки на творчество; выбор профессионального пути; формирование эмоционально – волевой сферы;

– создание условий для самосознания ребенком своих потенциальных способностей;

– охрана и укрепление физического и психологического здоровья;

– профилактика неврозов;

– предупреждение изоляции одаренных детей в группе сверстников;

– психологическое просвещение, развитие психолого – педагогической компетентности педагогов и родителей одаренных детей.

            ПС  планируя и осуществляя работу с одаренными детьми, выделили следующие направления работы по психолого- педагогическому сопровождению одаренных детей:

1.      Психопрофилактика. Данное направление осуществляется с целью предупреждения возможных трудностей в обучении и развитии одаренных обучающихся. Проводимые мероприятия направлены на профилактику:   дезадаптации  школьников при обучении в 1, 5,  10  классах,  проведение тренинговых,  развивающих  занятий,  а  также индивидуальные консультации с  учащимися и педагогами.

2.      Диагностика. Данное направление осуществляется с целью выявления  способностей детей.  Основной принцип – комплексность. При использовании диагностических методик в сочетании с различными вариантами метода наблюдения за детьми в учебной деятельности и вне её, экспертной оценки продуктов учебной деятельности педагогами, родителями возможно определение одаренности у ребенка и выработка стратегии его дальнейшего развития.   База  данных  одаренных    фиксируется у завуча  по    учебно – методической работе.

Ещё одной целью проведения диагностических исследований является изучение личностных особенностей ребенка – эмоциональной, личностной, волевой сферы, детско – родительских отношений.  Консультирование родителей учащихся, педагогов и самих одаренных школьников. Возможно использование как индивидуальной, так и групповой формы работы.

3.      Развивающая работа с  обучающимися. Данная работа ориентирована на создание таких условий, в которых ребенок сможет подняться на оптимальный для него уровень развития. Смыслом систематической развивающей работы является раскрытие потенциальных возможностей ребенка. При этом развивающая работа выступает не просто тренингом определенной способности, но и ориентирована на работу с другими факторами, определяющими продвижение в учебной работе.

4.      Коррекционно – формирующая работа. Также возможно использование как индивидуальной, так и групповой формы работы, направленной на корректировку и формирование тех качеств личности, которые мешают полному раскрытию потенциальных возможностей ребенка.

 

Выявление одаренных детей  – продолжительный   процесс, связанный   с анализом    развития   конкретного ребенка. Эффективная идентификация   одаренности посредством  какой –либо    одноразовой   процедуры  тестирования  невозможна.  Поэтому  вместо    одномоментного  отбора одаренных   детей  необходимо  направлять  усилия  на постепенный, поэтапный  поиск одаренных детей в процессе   их обучения. 

Летят секунды, мчатся минуты, проходят важно столетия на нашей земле. И всё это время среди нас рождались и жили необыкновенные, талантливые, гениальные люди. Так  всегда было и будет. Сколько книг уже написано, и сколько ещё родится, сколько открытий будет еще сделано,  ведь  среди  нас всегда появляются и живут необыкновенные талантливые люди. Их очень-очень много. Присмотритесь внимательно   в детские лица, прислушайтесь к своей педагогической интуиции,  помните,  чтобы воспитать   в ребенке  творчество, надо быть самому творческой личностью.   И кто знает, может,  уже завтра  вы   откроете    новый   талан   в своем ученике.

Список литературы

1. Матюшкин А.М. «Загадки одаренности», М. 1993,

2 Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст. М. Педагогика, 1971г.

6. «Одаренный ребенок» под редакцией Дьяченко О.М. М. 1997.

 

25 . Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя А.В.Хуторской.- М.:ВЛАДОС,2000.